русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Этапы развития логики как науки


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1812; Нарушение авторских прав


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Оглавление

 

 

Тема 1. Предмет логики и ее значение (1 ч.) 2

Тема 2. Принципы и методы мыслительной деятельности (1 ч.) 6

Тема 3. Понятие (1 ч.) 10

Тема 4. Суждение (1 ч.) 19

Тема 5. Умозаключение (2 ч.) 27

Тема 6. Логические основы теории аргументации (1 ч.) 36

Тема 7. Формы развития знания (1 ч.) 41

 

 

Автор:

к.ф.н., доцент кафедры философии, истории и права

В.А. Иванова

 

 

Рекомендовано для УМК кафедрой ФИиП,

протокол заседания кафедры №___ от_____________

 

Тема 1. Предмет логики и ее значение (1 ч.)

 

Термин «логика» происходит от греческого «logos», что означает мысль, слово, разум, закономерность. Под логикой понимают:

1) закономерности развития объективно существующих вещей и явлений;

2) определенную последовательность действий человека;

3) специфические закономерности правильного мышления;

4) науку, изучающую закономерности, структуру и развитие правильного мышления.

В качестве рабочего определения в данном учебном курсе примем четвертое положение.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: кибернетикой, психологией, медициной, педагогикой и пр. При этом каждая из них изучает мышление в определенном аспекте. Логику как науку интересует абстрактное мышление – одно из средств познания человеком объективного мира. Она представляет собой один из разделов философии.

Формальная логика исследует формы и законы мышления, с помощью которых в сознании человека происходит отражение мира. Специфика формальной логики в том, что она изучает мысль в том виде, как она сложилась в науке и практике, исследует ее преимущественно со стороны структуры – логической формы. Вместе с тем, немаловажную роль в изучении мышления играет и содержание этой мысли, так как именно оно выводит нас в поле проблем истинности высказываний. Например, в умозаключении:«Все металлы твердые тела. Ртуть металл. Следовательно, ртуть – твердое тело» - структура не нарушена, однако, вывод получился ложный. Природа данной ошибки заключается в ложности одной из посылок (все металлы твердые тела).



Как видим, в таких случаях мы обращаемся не только к форме, но и к содержанию мыслей. Поэтому было бы точнее понимать интерес формальной логики к структуре мыслей в том значении, в котором она отвлекается от процесса их формирования и развития. Основанием для такого исследования абстрактного мышления выступает процесс формализации, то есть выявление структуры мыслей с последующим формулированием правил рассуждений.

Другая специфическая черта формальной логики заключена в применимости выявленных ею правил и законов к любым предметным областям человеческой деятельности: обыденной и теоретической, гуманитарной и технической, и др. Иными словами, законы логики имеют силу применительно к предметам любого конкретного содержания

Кроме того, применение закономерностей мышления, выявленных формальной логикой, к полученной ранее информации дает возможность извлечь из этой информации новое знание вне чувственного опыта. То есть использование законов логики дает возможность выводить логические следствия из данных посылок умозрительным путем.

Формальная логика изучает наши мысли преимущественно со стороны их объема, то есть по существу с количественной стороны. Объем понятия – это множество (класс) предметов (элементов), каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. В целом стоит заметить, что формальная логика отвлекается от исторического рассмотрения предметов, от различий наших мыслей по содержанию, которые определяются уровнем знаний, отношением к предмету, от эмоций.

Все наши рассуждения строятся в соответствии с логическими законами, сложившимися в процессе эволюции человеческого сознания. Они облекаются в определенную логическую форму. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, способ связи ее составных частей. Понятие, суждение, умозаключение имеют свои специфические формы (структуры).

Понятие логической формы мышления является фундаментальным в формальной логике. Один способ связи может быть неизменным для большого количества мыслей, хотя при этом мысли будут отличаться друг от друга содержанием. Например, «Сатурн есть планета», «Глагол – часть речи», «381 является нечетным числом» по содержанию далеки друг от друга, но по структуре, по своей логической форме они одинаковы. Кроме того, можно заметить, что между субъектом и предикатом существует обязательная связь, которая обычно выражается словами, имеющими один логический смысл: «есть», «является», тире или простым согласованием слов. Таким образом, последние шесть примеров суждений можно записать символически «S есть Р». Значение символов S и Р изменяется, смысл слова «есть» постоянен. S и Р называются переменными знаками: вместо них можно подставлять любые конкретные значения, получая в результате выражения мыслей с одинаковой логической формой. Постоянные знаки– это знаки, значение которых сохраняется при подстановке любых значений вместо переменных. В логике в качестве постоянных знаков используются как слова естественного языка, так и их символьные аналоги:

· квантор всеобщности («все», «любой», «каждый», «ни один») – перевернутая первая буква от английского ALL – все;

· квантор существования («существует», «некоторые», «хотя бы один») – перевернутая первая буква от английского EXIST – существовать;

· союзы «и», «а», «но» - конъюнкция – Λ;

союзы «или», «либо» - дизъюнкция – V;

· связка «если…, то…» - импликация - ;

связка «…тогда и только тогда, когда…», «если…и только если…» – эквиваленция ↔;

· частица «не» выражается чертой над буквой, которой обозначено понятие. Например, «правильно» обозначим Е, тогда «неправильно» будет записано как Ē.

Из мыслей простой логической формы можно образовывать сложные высказывания с помощью логических связок («если на улице будет хорошая погода, то пойдем гулять») и союзов.

Понятие истинности или ложности относится лишь к конкретному содержанию какого-либо суждения. Если в высказывании верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном случае – ложно.

«Все грибы ядовиты» – ложь.

«Существуют белые медведи» – истина.

Ложность выводного знания (дедуктивного или недедуктивного) объясняется действием хотя бы одной из двух причин. Во-первых, можно использовать истинные суждения, но вывести из них ложное знание. Например: «Все зайцы едят морковку. Петров ест морковку. Значит он заяц», – полученное новое знание о Петрове нелепо, строго говоря, ложно, так как нарушена одна из закономерностей правильного рассуждения, правильного построения мыслей. При этом можно заметить, что каждая простая мысль в посылках («Все зайцы едят морковку», «Петров ест морковку») истинна, то есть их содержание соответствует действительности (конечно, если конкретный человек Петров действительно ест морковку).

Во-вторых, если в числе посылок умозаключения встречается ложная, то мы можем получить в заключении и истину, и ложь даже при соблюдении правил логики. В умозаключении «все металлы – твердые тела. Ртуть не является твердым телом. Следовательно, ртуть – не металл» заключение ложно именно по причине ложности первой посылки.

В обоих случаях заключение ложно, хотя и по разным причинам. Учитывая их, будем различать истинность мысли и правильность рассуждения. Мышление с точки зрения содержания может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или логически неправильным. Таким образом, истинность – это соответствие мысли действительности, а правильность мышления – соблюдение законов и правил логики.

На практике результат логических выводов будет соответствовать действительности тогда и только тогда, когда выполняется совокупность условий:

1) наши предпосылки верны,

2) мы правильно применяем к ним законы и принципы рационального мышления, то есть, не нарушаем правила вывода.

С другой стороны, известно, что мир находится в постоянном движении и развитии. Мышление человека, познающего этот мир, также меняется. Поэтому изучать мыслительные процессы необходимо и с точки зрения их изменчивости. Такой подход составляет фундамент науки об общих и универсальных законах и принципах развития мира, общества и человека и называется диалектикой. Часть диалектики, изучающая процесс мышления, называется диалектической логикой. Это наука об изменяющемся, развивающемся мышлении. Она изучает закономерности становления и развития нашего познания. Например, ее интересуют способы образования и закономерности развития понятий, в частности как общественно-исторические условия влияли на формирование этих понятий, на их смысл и значение, то есть на содержание. Закономерности развития нашего познания, вскрытые диалектической логикой, помогают человеку привести в соответствие теорию и практику. Как видим, это более сложный уровень логики и мышления вообще, он связан с учением о законах и формах развития научно-философского познания мира.

Диалектическая и формальная логики взаимно дополняют друг друга при ведущем положении первой. Средства формальной логики необходимы, но не достаточны для постижения истины. Необходимость заключается в соблюдении законов и форм правильного мышления на любом этапе функционирования и применения диалектической логики.

Зародилась логика в античной философии. Тогда логика отождествляла законы мышления с законами бытия (подробнее см., например, Иванова В.А. «Человек в изменяющейся научной картине мира», с.13-25). Во времена античности зарождались понятия гражданских обязанностей и права. Тогда дух свободной политической дискуссии чаще сочетался с уважением к порядку, закону. Поэтому огромную роль приобрело слово, как элемент спора, дискуссии-«диалектики». Так в IV в. до н.э. возрос интерес к ораторскому искусству, а значит, к логике, что послужили мощным толчком к ее развитию.

Однако, и в других частях света, помимо Древней Греции, увеличение многообразия общественных отношений влекло за собой осознание людьми силы собственного мышления. В Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Риме и феодальной России так же формировался интерес к законам мышления.

В истории развития формальной логики стоит отметить так называемую софистику. Софизм – логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное. Такие уловки основаны на сходстве явлений, двусмысленности слов, подмене понятий и пр. Например, «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарство нужно принимать как можно больше».

Софисты пытались уверить, что никакой объективной истины нет, что всегда можно ответить и «да», и «нет». Несмотря на всю противоречивость их методологии познания мира, они относительно наработали немало логических методов и приемов рассуждения, тем самым, обратив внимание на специфичность абстрактного мышления. И все же, еще Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) увидел опасность софистики для объективного познания мира, для науки. Но серьезную борьбу с софистикой начал Аристотель (384-322 до н.э.). В логике Аристотель видел средство проверки и обоснования истинности. Последователи Аристотеля объединили все его труды в один труд «Органон» (орудие познания).

Следующий заметный вклад в понимание закономерностей правильного мышления был сделан много позже. В ХVII в. ученый, философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) опубликовал в 1620 году свой труд «Новый Органон», где предложил видеть в логике орудие с помощью которого делаются новые научные открытия. В отличие от него Рене Декарт (1596-1650) обосновал несостоятельность индукции в доказательстве каких-либо знаний. Он посчитал дедукцию за важнейшую опору мыслящего человека, а свое учение о ней он изложил в работах «Правилах для руководства ума» и «Рассуждении о методе».

В России фундаментальный труд по логике был написан в 1748 году М.В. Ломоносов и назывался «Кратким руководством к красноречию».

С середины ХIХ в. начала развиваться математическая логика. Это логика применяет математические методы и специальный аппарат символов. Первую систему математической логики создал Д. Буль (1815-1864), а в начале ХХ в. польский логик Я. Лукасевич (1878-1956) разработал трехзначную логику, то есть ввел значение (кроме «истинно» и «ложно») «возможно». Позже появилась многозначная логика, которая разрабатывается и по сей день.

 

Тема 2. Принципы и методы мыслительной деятельности (1 ч.)

Развитие познавательного процесса имеет следующую логику: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Живое созерцание представлено формами чувственного познания: ощущениями, восприятием, представлениями. Чувственное отражениемира – это непосредственное получение информации о предмете, эмпирический уровень освоения действительности. На эмпирическом уровне освоения действительности, через чувственное отражение мы познаем больше внешнюю сторону предмета, но не его внутренне содержание, сущность. Этот уровень помогает отражать отдельные предметы во всей их наглядности.

Ощущения дают субъективный образ предмета (результаты зрительного контакта, слухового и пр.). Многочисленные свойства предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, дают, например, ощущения оранжевого, сладкого, круглого и пр. Связано это с тем, что ощущенияотражают внешние и отдельные свойства предмета, а не его цельную сущность. Возникает необходимость и оценивать их с позиции единства. Отражение совокупности свойств предмета как целостности называется восприятием. Количественное накопление ощущений выводит познание на эту качественно новую ступень. В сознании развивается и существует другая форма чувственного отражения, которая воспроизводит в сознании образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался. В целом, представление есть отражение мира в виде образов, полученных в результате восприятия.

Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению – это скачок в процессе познания от суммы фактов к познанию законов.

Форму абстрактного мышления, направленную на выделение существенных и отличительных признаков предмета называют понятием. У каждого понятия есть содержание и объем. Содержание – смысл и значение вещи, совокупность мыслимых признаков предмета. Объем – количество предметов, подразумевающихся в понятии. На основе понятий можно составлять суждения, оценивать предмет с точки зрения субъекта. Суждение – форма абстрактного мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях с другими предметами. Соответственно простые суждения могут строиться по поводу существования предметов или в процессе оценки их свойств и отношений. Они могут адекватно отражать действительность, то есть могут быть истинными, в противном случае они могут быть ложными. На основе суждений формируются умозаключения. Из одного или нескольких суждений с помощью выводных закономерностей получается новое суждение, новое знание. В целом возникает следующая форма абстрактного мышления, которая и называется умозаключением.

Взаимосвязь между эмпирическими и рациональными формами мышления неоднозначна, системна и очень сложна. Провести демаркационную линию между уровнями познания невозможно. Вместе с тем, их классификация, анализ есть основа попытки представить процесс познания синтетически, целостно.

 

Схема 1.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Ощущение восприятие представление понятие суждение умозаключение   ПРАКТИКА

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Fresison | Закон тождества


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 1.603 сек.