Прибыль до налогообложения отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон, и важнейшей составляющей этого показателя является прибыль от продажи товаров. Прибыль от продаж в общем случае изменяется под воздействием множества факторов, таких как изменение объема продажи, структуры продукции, продажных цен, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Таблица - Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Составляющие
прибыли
По отчету предыдущего периода,
тыс. руб.
По ценам предыдущего
периода при объеме продаж текущего периода, тыс. руб.
По отчету текущего
периода, тыс. руб.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, (объем продаж), (S)
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, (C)
Прибыль от продаж, (П)
Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Расчеты проводятся в следующем порядке:
1) Изменение прибыли от продаж за период (∆П):
∆П = ПТП – ППП; (Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..4)
∆П = 49978 – 32855 = 17123 тыс.руб.
2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆П1):
∆П1 = SТП– S1(Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..5)
где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;
S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.
∆П 1= 701605– 692048 = 9557 тыс. руб.
3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆П2 ):
∆П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1) , (Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..6)
где ППП - прибыль предыдущего периода;
К1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:
k 1= С1 / СПП , (Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..7)
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
СПП- себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.
k 1 =651040 / 530234 = 1,2278;
∆П2 = 32855* (1,2278 – 1) = 7484 тыс. руб.
4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆П3):
∆П3 = ППП * (k2 - k1) (Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..8)
где К2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:
k2 = S1 / SПП(Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..9)
где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;
5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆П4 ):
∆П4 = С1 - СТП(Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..10)
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
СТП- фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.
∆П4 = 651040 – 651627 = -587 тыс. руб.
6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆П5 ):
∆П5 = СПП *k2 – С1 . (Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..11)
∆П5 = 530234 * 1,229 – 651040 = 627 тыс. руб.
7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (∆П):
∆П = , 1(Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..12)
где Пi – влияние i-ого фактора;
n - количество факторов.
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров ∆П составило:
∆П = 9557+7484+39+(-587)+627=17120 тыс. руб.
Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы.
Таблица - Результаты факторного анализа прибыли от продаж
Факторы, вызвавшие изменение прибыли в текущем периоде
Сумма,
тыс.руб.
Структура,
%
1. Изменение цен
+9557
55,82
2. Объема продаж
+7484
43,71
3. Изменение структуры продаж
+39
0,23
4. Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые ресурсы
-587
-3,43
5. Изменение себестоимости продаж за счет изменения структуры продаж
+627
3,66
Итого:
+17120
+100
Наибольший вес в увеличении прибыли имели факторы изменения цен (55,82%) и объемов продаж (43,71%). Снижение прибыли на 587 тыс.руб. произошло за счет изменения себестоимости в результате изменения цен на потребляемые ресурсы, но вес этого фактора составляет всего 3,43 % в общей структуре, и он оказал незначительное влияние на снижение прибыли.
После уплаты налогов прибыль может быть распределена между различными фондами: накопления, социальной сферы, потребления и др. Может быть создан резервный фонд для организаций в форме обществ, если это определено их Уставом, и отчисления в резервный фонд в этом случае должны быть не менее 5% в год. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).