Калькуляция прибыльности отдельных видов продукции, сегментов деятельности, структурных подразделений, проектов
Совокупность приемов учета затрат на производство и реализацию продукции, расчетных процедур исчисления себестоимости продукции называется калькулированием. Результатом калькулирования является калькуляция, которая представляет собой расчет затрат предприятия на единицу продукции (работ, услуг).
Калькулирование на предприятиях имеет следующие цели:
1. - установление уровня безубыточной цены;
2. - контроль затрат в производстве для предупреждения неоправданных потерь ресурсов;
3. - расчет прибыльности (рентабельности) продукции, работ, услуг,
1.Теоретической базой анализа является система учёта прямых затрат – Директ-Костинг, или система управления себестоимостью.
Сущностью этой системы является разделение затрат на переменные и постоянные.
К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объёма производства: затраты на сырьё и материалы; зарплата основных и производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и др.
К постоянным расходам относятся затраты, величина которых не меняется с изменением объёма производства – арендная плата, процент за пользование кредитами, амортизация основных средств, зарплата руководителей предприятия.
Для анализа используем следующие обозначения:
N- объём реализаций
Zv-переменные затраты
Д=N-Zv – маржинальный доход
Zc- постоянные расходы
P-Д-Zc
Маржинальный доход- разность между выручкой от реализации и переменными затратами
N =Z+P
Z=Zv+Zc
Аналитические возможности системы раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объёмом реализации продукции и прибылью.
Для объёма критического объёма производства, при котором расходы (оборот Д сч. 90) равны доходам (оборот К сч. 90) или безубыточность, сделаем следующие преобразования: выручки выручку представим как произведение цены продаж единицы изделия (цен) и количества проданных единиц (q) N= Ц*qк
К - критический объём производства
qк- критическое количество единиц продукции, при котором расходы равны доходам
2.контроль затрат в производстве для предупреждения неоправданных потерь ресурсов – рассматривался в предыдущих темах.
3. Логическим продолжением общей оценки прибыльности организации является анализ ее выпускаемой продукции. Этот анализ осуществим, если в форме № 2 показаны расшифровки выручки и себестоимости проданных товаров в разрезе выпускаемой продукции.
Для полноценного анализа хозяйственного портфеля необходимы данные управленческого учета и маркетинговая информация; если же анализ проводится по данным бухгалтерской отчетности, то основными показателями будут структура выручки и прибыли в разрезе выпускаемой продукции, динамика выручки и прибыли в разрезе выпускаемой продукции, а также валовая маржа (отношение валовой прибыли по отдельному виду товара к соответствующей выручке).
В процессе оценки полученных результатов надо оценить степень соответствия удельных весов продукции и ее рентабельности, т.е. высокорентабельная продукция должна иметь более высокий удельный вес в общей выручке, и наоборот. Кроме того, стоит обратить внимание на степень диверсификации выручки в разрезе выпускаемой продукции. Результаты анализа можно оформить в терминах «бостонской матрицы», т.е. выделить товары-звезды (высокий темп прироста при высокой марже), товары-коровы (низкий темп прироста при высокой марже), товары-дети (высокий темп прироста при низкой марже), товары-собаки (низкий темп прироста при низкой марже).
Для оценки уровня прибыльности организации используются показатели рентабельности, среди которых особого внимания заслуживают три группы показателей:
во-первых, показатели рентабельности продаж, назначение которых оценивать выгодность производимой продукции,
во-вторых, показатели рентабельности активов, по которым можно судить об эффективности использования активов и о кредитоспособности организации,
в-третьих, показатели рентабельности собственного капитала, которые характеризует инвестиционную привлекательность организации.
Расчет показателей рентабельности производится по следующим формулам.
Рентабельность продаж (маржа):
где Пв — валовая прибыль (расчет маржи через валовую прибыль более точен, чем любой другой, поскольку в этом случае показатель не искажается распределением косвенных расходов);
В — выручка (нетто) от продажи товаров.
Рентабельность активов:
где Пд - прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль;
А — среднегодовая стоимость активов.
Рентабельность собственного капитала:
где Пч - чистая прибыль отчетного периода;
Кс - среднегодовая величина собственного капитала.
В процессе интерпретации полученных результатов необходимо учитывать следующее:
· динамика рентабельности продаж (маржи) косвенно отражает динамику конкурентоспособности продукции: рост рентабельности продукции при наличии роста объема реализации свидетельствует о росте конкурентоспособности продукции, причем за счет таких факторов, как качество и сервис в обслуживании покупателей, а не ценового фактора;
· уровень рентабельности активов отражает степень кредитоспособности организации: организация кредитоспособна, если рентабельность ее активов превышает процент по привлекаемым финансовым ресурсам;
· уровень рентабельности собственного капитала отражает инвестиционную привлекательность организации: рентабельность собственного капитала должна превышать отдачу от альтернативных вложений с сопоставимым уровнем риска. Для оценки качества менеджмента используются показатели деловой активности, которые характеризуют быстроту преобразования активов организации в денежные средства.
Политолога не интересуют отдельные люди. Вернее, политолога (как ученого) интересуют отдельные индивиды лишь постольку, поскольку они являются составной частью изучаемойим группы людей. Например, мы можем изучать поведение какого-то конкретного губернатора, но не потому, что мы хотим узнать больше о губернаторе Смите, а потому, что, как нам кажется, из наблюдений над губернатором Смитом мы можем вынести лучшее представление об американских губернаторах вообще и можем научиться прогнозировать их поведение. Политолога интересует изучение групп или сообществ людей, таких, как совокупность американских избирателей, индийское крестьянство или российская бюрократия.
Иногда для изучения этих групп нам приходится собирать данные об их отдельных членах (или о репрезентативных выборках из них) и затем объединять, или сводить, эти данные, для того чтобы получить информацию о группе в целом. Однако зачастую совокупная информация о группе уже имеется. Данные, характеризующие группу или сообщество индивидов в совокупности, принято называть сводными данными.
Существует две основные разновидности сводных данных. Первая из них – это суммарные показатели, к которым относятся большие совокупности мер групповых признаков, получающиеся путем объединения данных о поведении всех членов группы. К сводным данным, к примеру, можно отнести население государства. Уровень рождаемости, смертности, грамотности, преступности – это все сводные показатели, получаемые посредством сложения всех соответствующих отдельных событий (смертей, рождений, преступлений и т д.) в группу и выражаемые в стандартизованных единицах (например, в расчете на тысячу человек населения). В каждом случае сводные данные отражают количество какого-то группового признака (или свойства), которым члены группы, будучи взятыми по [c.292] отдельности, не обладают. Индивид может выступать в качестве составной части населения, но не может быть самим населением. Индивиды могут рождаться, учиться, умирать, но не могут обладать коэффициентом рождаемости, грамотности, смертности в том же смысле, что и целое государство. Эти данные являются мерами совокупных признаков.
Ко второй основной разновидности сводных данных относятся те меры, которые отражают количество группового признака, выводимого не из объединения признаков отдельных членов группы, а из системных свойств группы. Такие меры часто называютсистемными показателями. Форма правления, например, – это системная переменная, и в любом государстве может быть установлена демократическая или недемократическая форма правления вне зависимости от того, какого поведения и каких взглядов – демократических или нет – придерживаются отдельные граждане этого государства. Точно так же бюджет любого округа в США может обнаруживать высокий уровень расходов на государственное образование вне зависимости от того, какое значение придают соответствующим проблемам отдельные жители этого округа.
Данные обеих указанных разновидностей, относящиеся к самым различным типам групп, можно получить из целого ряда источников. Группы можно разбить на две категории: территориальные группы (определяемые проживанием их членов в пределах определенного географического района, как-то: государства, города или переписного района) и демографические группы (определяемые личными признаками их членов, как, например, расовой принадлежностью или родом занятий).
Из этой главы вы узнаете, что использование сводных данных сопряжено с решением некоторых встающих при этом методологических проблем. Однако преимущества, получаемые от применения сводных данных, чаще всего сильно перевешивают возможные издержки. Использование сводных данных может быть сочтено необходимым или желательным тогда, когда индивидуальные данные (т.е. относящиеся к индивидуальным случаям) недоступны или слишком дорогостоящи. Можно привести следующие примеры. Если мы собираемся предпринять историческое исследование, то по крайней мере часть интересующих нас групп (например, население Чикаго в 1880 г.) [c.293]может принадлежать к числу уже умерших. Члены некоторых важных в политическом отношении групп (например, международных террористических организаций) могут упорно избегать интервьюирования и идентификации их личностей. Чаще, правда, политолог оказывается в ситуации, когда сбор индивидуальных данных теоретически возможен, но непомерно дорогостоящ. В особенности это относится к сравнительным исследованиям, поскольку расходы и организационные проблемы, связанные с проведением международного опроса, огромны.
Читателю вскоре станет ясно, что правильное применение сводных данных требует мастерского владения методами сбора, обработки и анализа информации. Однако как студентам, так и профессиональным политологам приходится иметь дело чаще со сводными данными – в силу их большей доступности, – чем с любыми другими данными, получаемыми с помощью методов, описанных в предыдущих главах. [c.294]