Ценообразование и калькуляция в общественном питании.
Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности.
Цена на блюда является разновидностью розничной цены, но в силу специфики деятельности (реализуются блюда, состоящие из различных ингредиентов) есть общие моменты со сферой производства: на каждое блюдо составляется калькуляционная карточка. В отличие от промышленности в калькуляции цены учитывается только стоимость сырьевого набора каждого блюда (без НДС), к которому прибавляется определенная сумма наценки и сумма НДС, рассчитанная в соответствии с действующим порядком.
В калькуляционной карточке указаны: состав сырьевого набора блюда, норма, цена приобретения (без НДС) и рассчитана стоимость сырьевого набора. К полной стоимости сырьевого набора прибавляется сумма наценки.
Таким образом, в общественном питании путем калькуляции определяют не полную себестоимость, а продажную цену блюда, и все затраты предприятия покрываются за счет наценки. Цена блюда зависит от стоимости сырьевого набора и размера наценки, а стоимость сырьевого набора – от того, по каким ценам приобретают товары и сырье (закупочным, отпускным, розничным, ценам закупки). Так как на уровень этих цен оказывают влияние общий уровень и динамика цен региона, города, то возможности предприятия влиять на стоимость сырьевого набора ограничены выбором каналов поступления продовольственных товаров и сырья.
Что касается уровня наценки, то в соответствии с порядком регулирования цен ее размер практически ничем не ограничен, исключение составляют лишь предприятия общественного питания, расположенные при учебных заведениях, наценка в которых должна быть не более 60 %.
Анализ практики ценообразования в предприятиях общественного питания показал, что размер наценки может дифференцироваться по самым разнообразным признакам
От уровня наценки на продукцию и товары зависит размер и уровень дохода, получаемого предприятием, за счет которого оно покрывает затраты на производство, реализацию и организацию потребления продукции собственного производства и товаров и получает прибыль. Зависимость между уровнем дохода и наценки такая же, как и в розничной торговле.
Издержки обращения - это оцененное в денежном выражении, потребление товаров и услуг которое требуется для производства и сбыта продукта предприятия.
К издержкам обращения относятся расходы на транспортировку, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, приобретению кроме оплаты их покупной стоимости и реализацию, на управление торговыми предприятиями и организациями и другие расходы связанные с обращением товаров а также административные расходы.
Расходы предприятий общественного питания по своему содержанию шире, чем издержки обращения в торговле и в заготовках. Они состоят из затрат не связанных с производством, т.е. приготовлением обеденной и прочей продукции собственного производства, а также на организацию потребления, и реализацию товаров.
К расходам по приобретению товаров относят: расходы по доставке и страховке завозимых товаров, таможенные пошлины, сборы и налоги, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию России, другие расходы, связанные с их закупкой, их называют дополнительными издержками обращения. Они подлежат распределению между реализованными товарами и остатком товаров на конец месяца. В формировании финансового результата отчетного периода участвует часть расходов по приобретению товаров, приходящихся на реализованные товары.
Государственным налоговым комитетом России предусмотрено включение в расчет распределения расходов по приобретению товаров между реализованными товарами и их остатком четырех статей издержек обращения: транспортные расходы, проценты по ссудам, взятым на оплату товаров, акцизы и налог на добавленную стоимость на ввозимые товары. При этом подразумевают, что таможенные пошлины включены в стоимость товаров. Если методикой учета товаров предусмотрено отнесение таможенной пошлины на затраты по их приобретению, то в расчет распределения издержек обращения она включается дополнительной статьей.
В расходы по хранению и реализации товаров включают: затраты по подготовке товаров к реализации, рекламе, их продаже и содержанию материально-технической базы предприятий торговли.
Административные расходы состоят: из затрат по ведению бухгалтерского учета, содержанию управленческого персонала, эксплуатации и аренде административных зданий и оборудования в них, оплате услуг общехозяйственного назначения, начисляемых налогов и неналоговых платежей, включаемых в затраты (за исключением косвенных налогов уплачиваемых на ввозимые товары)
Расходы по хранению и реализации товаров и административные расходы являются операционными издержкам обращения. На предприятиях торговли и общественного питания такие расходы принято считать относящимися к реализованным товарам. Их списывают на финансовые результаты отчетного года в размере понесенных расходов без_распределения.
Составными элементами издержек обращения являются: потребленные материальные ресурсы (расходы по упаковке товаров, стоимость тепловой и электрической энергии, израсходованной на производственные цели, товарные потери в пределах установленных норм и т.п.); заработная плата; отчисления на социальное страхование; налоги и неналоговые сборы, относимые к текущим затратам; стоимость услуг производственного назначения, оказанных сторонними предприятиями; износ основных производственных фондов.
Состав статей издержек обращения и производства определен "Основными положениями по составу затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)", утвержденными Государственным комитетом по экономике и планированию, Министерством финансов, Государственным комитетом по статистике и анализу России 19 февраля 1993 г. Министерства и ведомства разрабатывают отраслевую номенклатуру статей издержек обращения (производства) и согласовывают ее с Министерством финансов.
В состав издержек обращения не включают расходы и потери, не связаные с-реализацией товаров и вызванные перераспределением средств между субъектами хозяйствования. К ним относят: штрафы, пени, неустойки, уплаченные по хозяйственным договорам; убытки от покупки (продажи) валюты, переоценки кредиторской задолженности в валюте, списания дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности; судебные и арбитражные расходы и другие затраты, учитываемые в составе внереализационных расходов.
Не являются издержками обращения и расходами: внутренние затраты торговых организаций и предприятий, которые должны возмещаться за счет прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, или средств фондов специального назначения. Таковыми являются расходы на содержание объектов социальной сферы, уплаченные финансовые санкции по результатам проверок органов государственного контроля и регулирования, налоги, начисляемые на доходы и прибыль предприятия. В издержки обращения не включаются убытки от стихийных бедствий и другие затраты, не связанные с нормальным обращением товаров.
Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 Издержки обращения". На каждую отрасль хозяйственной деятельности к данному счету открывают отдельные субсчета: 1 "Издержки обращения оптовых торговых предприятий"; 2 "Издержки обращения розничных торговых предприятий"; 3 "Расходы предприятий общественного питания"; 4 "Издержки обращения заготовительных предприятий"; 5 "Расходы на содержание аппарата управления потребсоюзов и других органов управления".Сальдо на этих субсчетах может быть только дебетовым. Оно показывает нарастающим итогом сумму расходов, произведенных с начала года.
Счет 44 "Издержки обращения" по отношению к балансу -- активный, по назначению - дополнительный. Сальдо по счету отражает сумму затрат по приобретению товаров, приходящихся на их остаток. По дебету счета учитывают расходы, произведенные в отчетном периоде, по кредиту счета отражают операции по уменьшению расходов отчетного периода и на списание издержек обращения на финансовые результаты.
По окончании отчетного месяца возникает необходимость все затраты, отраженные по дебету счета 44"Издержки обращения" , распределять между остатком нереализованных на конец отчетного периода товаров и проданных товаров. Причем такое распределение производится по методу среднего процента . При этом в расчет включается не все затраты, а лишь транспортные расходы и проценты за пользованием кредитом. Средний процент исчисляется по следующей формуле
Х=(Рн+Рп)/Т+ОК где:
Х-средний процент транспортных расходов и процента за пользованием кредитом.
Рн-расходы на начало.
Рп-произведенные расходы за период.
Т-товарооборот.
ОК-остаток товаров на конец периода.
На предприятиях общественного питания в расчет включается стоимость товаров, сырья, готовой продукции, полуфабрикатов( т.е сальдо счетов 41 и 20 ). В дальнейшем, применяя рассчитанный средний процент, определяют сумму издержек обращения относящихся к остатку товаров нереализованных на конец месяца. Остальные суммы затрат, т.е оборот товаров по дебету счета 44 отнимают оборот по кредиту счету 44 и отнимают издержки обращения на остаток товаров на конец месяца считаются издержки обращения приходящиеся на проданные товары за текущий месяц , и списываются в дебет счета 90.
Тема 9: Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
Литература:
1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет для менеджеров: Учебник / В.М.Богаченнко, Н.А.Кириллова. Изд-е 2-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 368 с.
2. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров: учебник / Н.Г.Сапожникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.
4. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / под ред. Проф. Ю.А.Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 525 с.
5. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 350 с.
6. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П.Козлова, Т.Н.Бабченко, Е.Н. Галанина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 752 с.
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 640 с.
Вопросы:
1. Учет денежных средств в кассе, на текущем и других счетах в банках.
2. Формы безналичных расчетов. Учет расчетов с поставщиками и покупателями. Учет резерва сомнительных долгов.
3. Учет расчетов по нетоварным операциям.
4. Учет вексельного обращения.
5. Учет расчетов с бюджетом.
6. Кредитные операции. Виды кредитов. Учет кредитных операций.
7. Учет операций в иностранной валюте. Основные понятия: валюта отчетности, валютный курс, курсовая разница. Отображение в учете операций в иностранной валюте во время первоначального признания и на дату составления баланса. Учет средств в иностранной валюте.
8. Учет экспортно-импортных операций.
Самостоятельная работа студентов (работа над темами для самостоятельного изучения).
1. Учет операций в иностранной валюте.
2. Основные понятия: валюта отчетности, валютный курс, курсовая разница.
3. Отображение в учете операций в иностранной валюте во время первоначального признания и на дату составления баланса.