В научных и учебных материалах наравне с родовидовыми соотношениями понятий встречаются соотношения целого и его частей. Например, руки – ноги это части тела, квартира – часть дома; деревья – часть леса, юность – часть жизни. Соотношение понятий «целое – части» может иметь разнообразное словесное оформление. При работе с научными текстами надо уметь его распознавать в этих разных формах. Иными словами надо уметь распознать где часть, а что целое. Например.
· Основные составляющие лесного массива – деревья, кустарники и травы.
· Лес в основном состоит из деревьев кустарников и трав.
· Деревья вместе с растущими между ними кустарниками и травами – ничто иное, как лес.
Выражения разные. Суть одна: деревья, кустарники и травы – части леса. Важно заметить, что часть и целое не надо путать с родовидовым соотношениями понятий.
Итак, одно понятие – причина. Другое понятие – следствие. В научных текстах понятийная причинно-следственная зависимость может быть представлена очень разнообразно. Для составления схемы по причинно- следственные связи между понятиями необходимо их опознать в тексте. Например. «Ветер разогнал тучи. Температура стала выше 0 градусов. Выглянуло солнце в лужах растаял лёд». В тексте выражены причинно-следственные связи между понятиями.
· Таяние льда обусловлено повышением температуры среды.
· Причина таяния льда – в повышении температуры среды.
· Следствием повышение температуры среды является таяние льда.
Упражнение на понимание.
Задача 1.Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий во фразе: «Мужчина и женщина – они такие разные». Рядоположенные понятия.
мужчина
женщина
Задача 2.Представьте в логико-графической схеме соотношение понятий во фразе: «Великая Отечественная война – период российской истории». Соотношение понятий часть и целое.
Российская история
Великая Отечественная война
Задача 3.Представьте в логико-графической схеме соотношение понятий во фразе: «Ночь и день – два взаимоисключающих понятия». Контрарные понятия или противоположные. И они бывают рядоположенные.
ночь
день
Задача 4.На простой схеме представьте соотношения понятий «Правильное питание» – и «нормальное развитие ребенка». Причина следственные связи.
Нормальное развитие ребенка (следствие) зависит от правильного питания (причина).
нормальное развитие ребенка
правильное питание
Задача 5.Представьте в схеме соотношения понятий «Грибы», «съедобные грибы» и «пища». Перекрестные соотношения понятий.