Если фирма не хочет использовать для создания информационной системы или управления ею свои внутренние ресурсы, она может воспользоваться услугами сторонней организации, специализирующейся на выполнении подобных работ. Использование «чужих» компьютерных центров, электронных сетей и разработка приложений сторонними производителями называется аутсорсингом. Деятельность «поставщиков компьютерных услуг» (ASP), описанных в гл. 6, является одной из форм аутсорсинга. Компании-клиенты используют программное обеспечение и компьютерное оборудование таких поставщиков в качестве технической платформы для собственных систем. Другой вид аутсорсинга заключается в разработке программного обеспечения фирмы сторонним производителем, при этом фирма будет работать с информационной системой на собственных компьютерах. «Окно управления» содержит пример того, какие выгоды компания может извлечь при создании web-pecypca на основе аутсорсинга.
Аутсорсинг получил широкое распространение, поскольку многие организации полагают, что данная технология позволяет сэкономить средства, идущие на содержание собственных информационных центров и технического персонала. Компании, занимающиеся аутсорсингом, получают прибыль за счет экономии, обусловленной ростом масштабов производства (одни и те же знания, навыки и производственные мощности работают сразу на нескольких потребителей), и стараются поддерживать конкурентоспособные цены на свои услуги. Аутсорсинг позволяет компании, испытывающей эпизодическую потребность в компьютерных расчетах, платить только за необходимые ей вычисления, а не нести постоянные затраты на собственные информационные отделы. Некоторые предприятия прибегают к аутсорсингу потому, что их собственный технический персонал не в состоянии работать со всеми современными технологиями, или потому, что они стараются использовать своих высокооплачиваемых специалистов с максимальной отдачей.
Однако далеко не всем организациям удается использовать преимущества аутсорсинга, многие из них сталкиваются с серьезными проблемами из-за неправильного подхода и управления процессом (Earl, 1996). Когда фирма перекладывает ответственность за разработку и обслуживание собственных информационных систем на другие организации, она может утратить контроль над большинством функций этих систем. Если у организации недостаточно опыта в заключении подобных контрактов со сторонними производителями, то она легко может попасть в зависимость от последних, что приводит к огромным затратам и потере контроля над многими технологическими процессами (Lacity, Willcocks и Feeny, 1996). Фирмы должны крайне осторожно относиться к выбору партнеров и в любых усло- зиях сохранять за собой контроль над системой. В табл. 3 приведены основные достоинства и недостатки различных подходов к созданию информационных систем.
Таблица 3.
Сравнение различных подходов к разработке информационных систем
Методика
Возможности
Достоинства
Недостатки
Жизненный цикл системы
Четко определенный пошаговый процесс Письменные спецификации и подтверждения
Незаменимая методика для создания крупномасштабных сложных систем
Медленно и дорого
Сложно что-либо изменить в процессе разработки Огромный объем «бумажной» работы
Создание прототипа
Ограниченная роль пользователей Требования постоянно изменяются по мере совершенствования системы Быстрый итеративный процесс Пользователи постоянно взаимодействуют с прототипом
Быстро и относительно недорого Удобно использовать, когда заранее не определены все требования и важно удобство пользовательского интерфейса Предполагается участие пользователей в разработке
Не подходит для больших и сложных систем
Не всегда уделяется должное внимание системному анализу, подготовке документации и тестированию
Использование пакетов прикладных программ
Благодаря использованию коммерческого программного обеспечения отпадает необходимость создавать собственные программы
Сокращаются объемы работ по проектированию. программированию, инсталляции и обслуживанию Экономятся деньги и время при разработке стандартных приложений Сокращается потребность в ресурсах «внутренних» информационных систем
Не всегда можно добиться соответствия всем организационным требованиям Не все функции работают одинаково хорошо
Серьезная кастомиза ция требует значительных затрат
Разработка конечными пользователями
Используется про- граммное обеспечение четвертого поколения
Быстрая и непринужденная технология Минимальное участие технических специалистов
Пользователи контролируют процесс разработки Экономятся время и средства
Меньше заданий остаются незавершенными
Может привести к неконтролируемому развитию систем и данных
Системы не всегда соответствуют стандартам качества
Аутсорсинг
Системы создаются и (иногда) обслуживаются сторонней компанией
Позволяет сократить расходы
Позволяет создавать системы при нехватке внутренних ресурсов
Потеря контроля над информационной системой
Зависимость от сторонней компании