Рис. 5. Влияние процесса кастомизации на расходы по внедрению
Пакеты прикладных программ
Информационные системы могут создаваться при помощи специальныхпакетов прикладных программ, описанных в гл. 6. Существует множество процессов которые являются общими для большинства организаций, например обработка платежных ведомостей, кредитный контроль или складской учет. Для автоматизации подобных процессов существуют универсальные программные комплексы, способные удовлетворить нужды практически любого предприятия.
Если программный пакет отвечает большей части организационных потребностей, то компании не нужно писать собственные программы. Она может сэкономить время и деньги, используя должным образом переработанные, настроенные и протестированные программы из пакета. Производители таких пакетов обеспечивают текущее обслуживание и поддержку своих программных комплексов, а также регулярно обновляют их.
Если потребности организации настолько оригинальны, что им не соответствует ни один пакет программ, то можно использовать возможностикастомизации (настройки), которые содержатся в большинстве современного программного обеспечения. Подобная настройка позволяет модифицировать пакет таким образом, чтобы он соответствовал нуждам предприятия, не нарушая его целостности и функциональности. Если предполагаются слишком серьезные изменения, то дополнительные работы по перепрограммированию и настройке могут обойтись очень дорого и отнять много времени, к тому же они могут свести на «нет» многие преимущества данного пакета программ. На рис. 5 показано, как растет соотношение цены пакета и стоимости его внедрения с увеличением степени кастомизации. Изначальная продажная цена пакета может на практике не соответствовать действительности, поскольку в ней не учтены скрытые расходы на настройку и внедрение.
Если число вносимых изменений увеличивается, то соответственно возрастают и расходы на внедрение программного пакета. При слишком серьезной модификации планируемая экономия средств от использования программ может оказаться незначительной
Prototyping (создание прототипа)
Процесс создания экспериментальной системы для демонстрационных целей и предварительного тестирования, не требующий больших затрат. Prototype (прототип)
Предварительная рабочая версия информационной системы, используемая для демонстрационных целей и предварительного тестирования.
Iterative (итеративный процесс)
Процесс неоднократного повторения нескольких этапов в процессе создания системы.
Если разработка новой информационной системы ведется с использованием программного пакета от сторонних производителей, системные аналитики должны оценить варианты применения различных программ. Важнейшими критериями оценки являются функциональность пакета, гибкость, дружественность интерфейса, потребляемые ресурсы, требования к базам данных, сложность установки и обслуживания, полнота документации, репутация производителя и цена. Оценка пакета производится на основезапроса предложений (RFP), с использованием подробного списка вопросов, отсылаемого производителю или поставщику.
Когда программный пакет выбран, то организация уже не контролирует полностью процесс проектирования. Вместо подгонки системных спецификаций под нужды пользователей проектировщики стараются привести предпочтения пользователей в соответствие с возможностями выбранной программы. Если потребности организации конфликтуют с принципами работы приобретенных программ, го нужно или адаптировать программный пакет, или изменить бизнес-процессы самого предприятия.