Я-концеиция - система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Понятие «Я-концепция» введено в научный обиход в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, стремившихся рассматривать целостное человеческое Я как фундаментальный фактор поведения и развития личности. Сущности Я-концепции определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем
(Индивид - понятие определяющее родовую принадлежность человека. Личность - совокупность социально-значимых качеств и черт человека. Индивидуальность - совокупность индивидуальных неповторимых качеств человека, присущих в качестве исключительных.)
Представления человека о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строи г взаимодействие с другими людьми и с самим собой.
Закономерности, лежащие в основе формирования самооценки, отражены п формуле Джемса: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющую Я-концепции.
Когнитивная составляющая - включает в себя представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни, если человек считает, что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая Я-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя. Когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Оценочная составляющая - это то, как индивид оценивает данные характеристики, как к ним относится. Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Важную роль в формировании этой оценки играют:
- соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»;
- соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;
- оценка эффективности своей деятельности с позиции социальной идентичности.
Поведенческая составляющая - это то, как человек в действительности поступит. Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективной» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.
Большинство современных учёных», занимающихся проблемами и личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».