с двигателем постоянного тока независимого возбуждения (ДПТ НВ)
4.1. Схема включения, режимы работы и статические характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения (ДПТ НВ)
На рисунке 4.1 приведена схема включения ЭД в сеть.
Рис. 4.1. Схема включения ЭД в сеть
ДПТ НВ может работать в двигательных и тормозных режимах.
Электромеханической характеристикой называется зависимость угловой скорости ЭД от тока якоря . Она характеризует загрузку якоря по току.
Механической характеристикой называется зависимость момента ЭД от скорости: . Она характеризует работу электродвигателя. Обе зависимости связаны между собой следующим выражением:
(4.1)
где – конструктивный коэффициент ЭД (– число пар полюсов статора; – число активных проводников обмотки якоря; – число параллельных ветвей обмотки якоря);
– номинальный магнитный поток статора, Вб;
– ток якоря, А.
Двигательный режим ДПТ НВ
Для якорной цепи может быть записано следующее выражение:
Uя = Е+(Rя+Rд)Iя. (4.2)
Для цепи возбуждения:
Uв = (Rовм+Rдв) Iв, (4.3)
где Iя и Iв – токи в цепи якоря и обмотки возбуждения, А; Uя = Uс – напряжение якоря и сети, В; Е – противоЭДС, наводимая в обмотке якоря при его вращении в магнитном поле, создаваемом обмоткой возбуждения, В; Rд и Rдв – добавочные сопротивления в цепях якоря и возбуждения, Ом (они могут отсутствовать); Rя = Rо.я +Rко + Rдп + Rщ.к – внутреннее сопротивление якорной цепи, Ом; (Rо.я – сопротивление обмотки якоря; Rдп – сопротивление обмотки дополнительных полюсов; Rко – сопротивление компенсационной обмотки; Rщ.к – сопротивление щеточного контакта).
Сопротивление Rяопределяется по выражению:
(4.4)
Ток возбуждения создает магнитный поток Ф (в веберах). Для получения номинального магнитного потока при пуске ЭД сопротивление Rдв принимается равным нулю. После чего подается номинальное напряжение на якорную цепь и на обмотку возбуждения. Взаимодействие пускового тока якоря с номинальным магнитным потоком статора Фн создает вращающий момент Мв и двигатель запускается.
При скорости и , пусковой ток в якоре определяется по выражению
,
т.к. Rя – очень мало.
Для уменьшения пускового тока якоря до безопасного значения (2,5 Iян) на время пуска ЭД в цепь якоря необходимо включать добавочное сопротивление
. (4.5)
Обычно добавочное сопротивление (пусковой реостат) разбит на секции. По мере увеличения скорости растет противоЭДС и ток в якоре уменьшается согласно выражению:
, (4.6)
где – противоЭДС ЭД.
Поэтому при пуске ЭД необходимо постепенно шунтировать секции пускового реостата.
Если решить уравнение (4.2) относительно угловой скорости, то получим уравнение для естественной электромеханической характеристики [1,4]:
, (4.7)
где – скорость идеального холостого хода ЭД; – перепад скорости по отношению к скорости .
В уравнении (4.7) определяется как:
, (4.8)
где – номинальная угловая скорость ЭД, рад/с.
Ток якоря определяется по выражению .
Если этот ток подставить в уравнение (4.7), то получим уравнение для механической характеристики [1,4]:
, (4.9)
где – номинальная мощность ЭД, кВт;
– номинальный момент ЭД, Н·м.
Если Uя Uян, или ффн, или Rд 0, то получим искусственные электромеханические и механические характеристики. Естественная и искусственные характеристики приведены на рисунке 4.2.
Рис. 4.2. Естественная и искусственные характеристики ЭД
Тормозные режимы ДПТ НВ
ЭД может работать в трех тормозных режимах – генераторном (рекуперативном), динамического торможения и в режиме противовключения [1,4].
а) Генераторный (рекуперативный) режим
Его можно получить, если уменьшить напряжение на якоре (Uя < Uян). При этом скорость якоря будет больше скорости . Схема ЭД будет такая же, как и в двигательном режиме. Сначала ЭД тормозится, отдавая энергию в сеть, затем он переходит работать в двигательный режим, но с меньшей скоростью (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Характеристики двигательного и рекуперативного
режима торможения ЭД
б) Динамический режим
Необходимо у работающего ЭД якорь замкнуть на тормозное сопротивление Rт, а обмотку возбуждения оставить подключенной к источнику питания (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Схема ЭД в динамическом режиме торможения
Сопротивление Rт включено для ограничения начального тормозного тока до величины Iт.нач = 2,5Iян: .
Тормозная характеристика приведена на рисунке 4.5 (второй квадрант).
Рис. 4.5. Тормозная характеристика ЭД в динамическом режиме торможения
в) Торможение противовключения путем перемены полярности напряжения на якоре. Схема ЭД приведена на рисунке 4.6.
Рис. 4.6. Схема ЭД при реализации торможения противовключения путем перемены полярности напряжения на якоре
Для включения ЭД в двигательный режим необходимо включить контакты контактора КМ1. Для получения торможения противовключением необходимо отключить контакты КМ1 и включить контакты контактора КМ2. В результате таких переключений поменяется полярность напряжения на якоре, изменится направление тока в якоре, и ЭД будет тормозиться.
Для ограничения тормозного тока на время торможения ЭД включают в цепь якоря сопротивление Rд и так называемое сопротивление противовключения Rпр:
, (4.10)
Тормозной ток определяется по выражению:
. (4.11)
Тормозные характеристики приведены на рисунке 4.7 (второй квадрант).
Рис. 4.7. Тормозные характеристики ЭД при торможении противовключением
При скорости ЭД отключают от сети. Если требуется осуществить реверс ЭД, то при скорости необходимо отключить сопротивление Rпр. Тогда двигатель начнется вращаться в противоположную сторону (третий квадрант).
г) Торможение противовключением за счет действия активного момента сопротивления Мса.
Если при подъеме груза ввести в цепь якоря сопротивление Rд и Rпр, то сформируется механическая характеристика, на которой все моменты двигателя (в том числе и при нулевой скорости) будут меньше Мс. Под действием момента сопротивления якорь выворачивается в обратную сторону. В результате в режиме противовключения осуществляется спуск груза на малой (ползучей) скорости (). Механическая характеристика приведена на рисунке 4.7 пунктиром.