Исследование, проведенное по заказу Американской автомобильной ассоциации (ААА), позволило выявить основные факторы, предопределяющие выбор гостиницы путешественниками. В порядке убывания значимости придаваемой этим факторам клиентами, они ранжируются следующим образом:
• Местоположение — 93%;
• Возможность заниматься избранными видами деятельности (отдыха) — 90%;
• Стоимость проживания — 86%;
• Наличие системы скидок — 82%;
• Категория отеля — 72%;
• Бесплатный завтрак — 60%;
• Чистота в помещениях и на территории — 45%;
• Участие в программах по охране окружающей среды (утилизация отходов, сохранение природных ландшафтов, экономия водных ресурсов и т.д.) — 34%;
• Закрытый/открытый бассейн — 33%;
• Развлечения для детей — 20%;
• Возможность проживания животных — 20%.
Основные проблемы, возникающие у клиентов в средствах размещения, на которые следует обращать внимание при разработке положений о классификации:
- Категория средств размещения: потребители считают, что категория гостиницы не соответствует цене на размещение, не принимая во внимание тот факт, что гостиница оценивается по своей оснащенности и набору услуг, а не по качеству приема, эстетической ценности здания или окружающей среды.
- Ответственность гостиничных служб в случае порчи, потери или кражи багажа или других вещей, принадлежащих клиенту.
- Информация: описание гостиницы в рекламных брошюрах не совпадает с реальностью, не полностью указаны все таксы и тарифы, клиент не полностью ознакомлен с существующими правилами урегулирования вопросов, возникающих при причинении ущерба.
Таким образом, ряд перечисленных проблем носит чисто психологический характер, другие устраняются службами самой гостиницы, не требуя вмешательства государства, тогда как в остальных случаях имеется простор для законодательной инициативы, устанавливающей и контролирующей нормы безопасности, гигиены, информированности потребителя, а в некоторых случаях и цены. Но в любом случае определение категории средств размещения, вынесенное по значимости в начало списка проблем, волнующих потребителей гостиничных услуг, является одной из основных государственных задач, по-своему решаемых каждой страной, в зависимости от национальных традиций и специфики развития национального гостиничного бизнеса.
По мнению ВТО, все гостиницы должны быть сгруппированы в классы и категории в зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг.
ВТО предложена только стандартная классификация средств размещения, в которой гостиницы и аналогичные предприятия представляют одну из четырех больших групп:
Гостиницы и аналогичные предприятия
Коммерческие и социальные ср-ва размещения
Специализированные ср-ва размещения
Частные ср-ва размещения
Гостиницы
Туристические базы
Лечебные гостиницы
Частное жилище
Мотели
Молодежные гостиницы
Лагеря труда и отдыха
Арендованные комнаты в частных домах
Пансионаты
Туристические гостиницы
Транспортные ср-ва размещения
Арендованные помещения у частных агентов
Пляжные гостиницы
Туристическая деревня
Ротель
Размещение у родственников и знакомых
Клубы с номерами
Бунгало
Ботель
Флотель
Прочие
Предприятия социального туризма
Альпотель
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, в соответствии с которой все средства размещения делятся на две основные группы:
• Гостиницы (в том числе квартирного типа)
• Мотели
• Клубы с проживанием
•Пансионаты
•Меблированные комнаты
• Общежития
• Гостиницы (включая туристские)
• Мотели
• Кемпинги
• Общежития для приезжающих
• Прочие
• Гостиницы
• Гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг
• Мотели
•Молодежные гостиницы
• Дома отдыха
•Пансионаты
1.2. Специализированные заведения
1.2. Специализированные средства размещения
1.2. Специализированные средства размещения
1.2.1. Оздоровительные заведения
• курорты
• грязелечебницы
• санатории (горные)
• дома для выздоравливающих
• оздоровительные фермы
• спортивные курорты
• прочие заведения
1.2.2. Лагеря труда и отдыха
1.2.3. Общественные средства транспорта
1.2.4. Конгресс - центры
• Санатории
• Профилактории
• Лагеря труда и отдыха
• Дома отдыха
• Туристские приюты, стоянки
• Тур.спортивные база, базы отдыха
• Дома охотника, рыбака
• Общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты
• Конгресс - центры
• Наземный и водный транспорт, переоборудованный под средство размещения для ночлега
• Кемпинги
1.2.1. Санаторно-курортные организации
• санатории
• санатории детей с родителями
• санатории детские
• пансионаты с лечением
•санатории-профилактории
• санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия
• курортные поликлиники
1.2.2. Организации отдыха
• пансионаты
• дома отдыха
• базы отдыха и другие организации отдыха
1.2.3. Туристские базы
1.3. Прочие коллективные заведения
1.3.1. Жилища, предназначенные для отдыха
1.3.2. Кемпинги
1.3.3. Прочие
2. Индивидуальные средства размещения туристов
2. Индивидуальные средства размещения
2.1.Индивидуальные средства размещения
2.1.1. Собственные жилища
2.1.2. Арендуемые комнаты
2.1.3. Арендуемые жилища
2.1.4. Размещение у родственников и знакомых
2.1.5. Прочие
Квартиры
Комнаты в квартирах
Дома
Коттеджи, сдаваемые внаем
1. Коллективные средства размещения включают:
- гостиницы и аналогичные заведения,
- специализированные,
- прочие коллективные заведения.
Гостиницы и аналогичные заведения обладают следующими признаками:
- они состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум;
- они имеют единое руководство;
- предоставляют определенные услуги, включая обслуживание в номерах, ежедневную заправку постелей и уборку санузла;
- они сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием, и не входят в категорию специализированных заведений.
К ним относятся: гостиницы, мотели, придорожные гостиницы, пляжные гостиницы, апрат-отели.
Специализированные заведения:
любые заведения, предназначенные для туристов, которые могут:
- иметь единое руководство,
- предоставлять минимум обычных услуг (не включая ежедневную заправку постелей),
- не состоящие из номеров, но, возможно, состоящие из единиц типа жилища, площадок для кемпинга или коллективных спальных помещений;
- и занятые в каком-либо виде деятельности помимо предоставления размещения, например, лечение, социальное обеспечение и транспорт.
К специализированным заведениям относятся лечебные гостиницы, здравницы, санатории различных направлений, лагеря труда и отдыха, дома охотника или рыбака, размещение в коллективных средствах транспорта (поезда, морские и речные суда, яхты) приюты и хижины, конгресс-центры.
Прочие коллективные средства размещения объединяют, прежде всего, жилища, предназначенные для отдыха. Эти средства размещения:
- эти жилища предназначены, прежде всего, для отдыха;
- имеют единое управление и сдаются за плату или предоставляются на иных условиях физическим и юридическим лицам.
Сюда относятся комплексы домов или бунгало, организованные в качестве жилищ и предназначенные для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, молодежные гостиницы, студенческие и школьные общежития и т.д. Каждое средство размещения соответствующим образом подготавливается и убирается для постояльцев. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг типа информационных, торговых, досуговых и т.п.
К прочим средствам размещения можно отнести собственные жилища резидентов - квартиры, коттеджи, виллы, особняки, используемые в туристских целях для размещения посетителей-нерезидентов (в том числе и на принципах таймшера); комнаты, арендуемые в семейных домах; жилища, арендуемые у частных лиц или агентств, а также размещение, предоставляемое бесплатно родственниками и знакомыми.
2. Индивидуальные средства размещения туристов:
- собственные жилища;
- арендуемые комнаты;
- арендуемые жилища;
- размещение у родственников и знакомых и прочие
В основе современных классификаций лежат характеристики, которыми интересуются клиенты при выборе отеля. Классификация может проводиться на основании: