Знание есть проверенный практикой результат познания действительности, её верное отражение в сознании человека. Наука является наиболее развитой формой познания. Обыденное познание так же способно давать объективное знание о мире, но характер объективности знания в обыденном и научном сознании различен.
1. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В науке объекты расчленяются для изучения их отдельных частей и связей. На теоретическом уровне наука имеет дело с идеализированными моделями объектов, а не с самими объектами.
2. Для точной фиксации объектов исследования и их состояний наука использует специально разрабатываемый язык терминов и символов.
3. Наука нуждается в специальных орудиях и средствах исследования научной аппаратуре.
4. Научное знание отличается от обыденного обоснованностью и системностью. Достоверность научного знания не может быть установлена только опытом, чем ограничивается обыденное познание. Наука использует специфические средства проверки знаний на истинность – научный эксперимент. Наука отличается логической связью научных утверждений в систему, достигаемой путем применения процедур логического вывода одних утверждений из других.
5. В обыденном познании метод не вычленяется и не имеет самостоятельной ценности. В научном познании метод исследования играет ведущую роль.
6. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки, а также усвоения научных ориентаций и ценностных установок.
С учетом сказанного можно дать следующее определение науки.
Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и человеке, включающая в себя все условия этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения, экспериментальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, концептуальный аппарат и систему научной информации.
Научное знание – это знание, которое отвечает следующим основным принципам научности:
- принципу проверяемости, то есть возможности прямого или косвенного эмпирического подтверждения основных положений и выводов теории ;
- принципу опровержимости, то есть принципиальной возможности полного пересмотра научной теории при накоплении достаточного числа противоречащих ей фактов;
- принципу соответствия, от есть способности новой теории содержать в себе элементы предшествующего научного знания, обеспечивая преемственность его развития;
- принципу инвариантности. то есть относительной независимости выводов научной теории от конкретных условий её использования в границах её применимости;
- принципу согласованности, то есть внутренней системной упорядоченности положений научной теории и её внешней непротиворечивости другим элементам научного знания.
Развитие научного знания представляет собой последовательный процесс постановки проблемы, формирования гипотезы и построения теории.
Научная проблема является формой отображения ещё не познанной, но требующей познания объективной реальности. Причиной возникновения проблемы являются внутренние или внешние противоречия в развитии предшествующего теоретического знания. Правильная постановка проблемы во многом определяет конечный успех всего научного исследования.
Научная гипотеза есть логически сформированное предположительное решение поставленной проблемы, требующее обоснования и подтверждения. Гипотеза представляет собой лишь один из возможных путей решения проблемы. В процессе научного исследования даже одной проблемы может возникнуть несколько различных гипотез.
Научная теория есть целостная, иерархически упорядоченная система понятий и допущений, обладающая внутренней структурной организованностью.
Вся совокупность научных принципов, используемых для обоснования научного знания образует научный метод.
Научное учение есть упорядоченная совокупность теоретических положений высокой степени в одной определенной области научного знания, включающая в себя ряд взаимно не противоречащих друг другу научных гипотез, теорий и концепций одинаковой идейной направленности.
Научная концепция есть совокупность наиболее существенных элементов теории или учения, базовый принцип понимания процессов и явлений окружающего мира.