русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Условия признания электронной подписи


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1329; Нарушение авторских прав


Дополнительная

 

25. Бухтерева, О.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие для вузов / О.С. Бухтерева. - М. : Дашков и К, 2010. - 208 с.

26. Гольман, И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности : записки московского рекламиста / И.А. Гольман. - М. : Гелла-принт, 1996. - 320 с.

27. Гусаров, Ю.В. Менеджмент рекламы: Учеб. пособие/ Ю. Гусаров.- М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2007. – 527 с.

28. Делл, Д.,Линда Т. Учебник по рекламе / Пер. с польск. Н.В. Бабиной – Мн.: ООО "СЛК", 1996. – 320

29. Дурасов, А.С. Развитие рекламы / А.С. Дурасов ; М-во образ. РБ, БГЭУ. - Мн. : БГЭУ, 1999. - 126 с.

30. Исаенко, Е.В., Васильева А.Г. Организация и планирование рекламной деятельности: Учебн. пособие для вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. – 252 с.

31. Карпова, С.В. Рекламное дело: Учебно-методическое пособие и практикум. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 224 с.: ил.

32. Картер, Г. Эффективная реклама: Путеводитель для малого бизнеса / Пер. с англ.; Общ. ред. Е.М. Пеньковой. – М.: Бизнес - информ, 1998. – 244 с.

33. Климин, А.И. Медиапланирование своими силами. Готовые маркетинговые решения. – СПб.: Питер, 2007.- 192 с.: ил. – (Серия "Готовые маркетинговые решения")

34. Коган, А.Ф. Реклама в малом бизнесе / А.Ф. Коган, Н.Н. Шапошникова. - Харьков : Рубикон, 1994. - 80 с.

35. Матанцев, А.Н. Эффективность рекламы : учеб. пособие для вузов / А.Н. Матанцев. - М. : Финпресс, 2007. - 416 с.

36. Назайкин, А.Н. Рекламная служба газеты. Структура. Принципы. Функции : учеб. пособие / А.Н. Назайкин. - М. : Комс. правда, 1996. - 192 с.

37. Об утверждении положения о порядке размещения наружной рекламы : Постановление Совета министров № 572 от 22.04.1999 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь № 3/478– 2002. – № 9.



38. О рекламе:Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь № 2/1647– 2010. – № 6.

39. О рекламных играх: Указ Президента N 51 от 30.01.03. Положение о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь № 12/7967– 2003. – № 5.

40. О требованиях к рекламе на транспортных средствах, утвержденной: Постановление Министерства внутренних дел республики Беларусь от 21 июня 2005 г. № 201 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь № 5/447– 2005. – № 7

41. Огилви, Д. Откровения рекламного агента : пер. с англ. / Д. Огилви. - М. : Финстатинформ, 1994. - 109 с.

42. Ромат, Е.В.Реклама. История. Теория. Практика. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

 

 

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация же, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, лишь в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Следует отметить, что сертификаты ключей подписей, ранее выданные в соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи», будут признаны квалифицированными сертификатами, а электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 года, - электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью.

Удостоверяющий центр – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выдающие сертификаты ключей проверки электронных подписей. Он имеет следующие правомочия:

· создает ключи электронных подписей;

· создает, выдает и аннулирует сертификаты ключей проверки электронных подписей;

· устанавливает сроки их действия;

· ведет реестр выданных и аннулированных сертификатов;

· проверяет уникальность ключей в реестре;

· подтверждает по обращениям пользователей подлинность подписей.

В целях обеспечения информационной безопасности деятельность удостоверяющего центра подлежит лицензированию, а при создании ключей подписей должны применяться только сертифицированные средства. Кроме этого, для работы с квалифицированной электронной подписью удостоверяющий центр должен пройти государственную аккредитацию.

Сертификат ключа проверки электронной подписи содержит:

· дату начала и окончания срока действия;

· ФИО или наименование владельца подписи;

· ключ проверки электронной подписи;

· наименование удостоверяющего центра, выдавшего сертификат.

Квалифицированный сертификат, помимо указанной информации, должен дополнительно содержать:

· уникальный номер сертификата;

· страховой номер (для физического лица) или ИНН (для юридического лица) владельца сертификата;

· наименования средств электронной подписи;

· ограничения использования сертификата, если они установлены.

Основания аннулированиясертификата:

ü истечение срока действия;

ü заявление владельца сертификата;

ü прекращение деятельности удостоверяющего центра;

ü в иных случаях, установленных в законе или договоре.

 

5. Правовое регулирование информационных отношений
в области государственной тайны

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст.2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Объектами правоотношений в области государственной тайны являются сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности.

В качестве субъектов правоотношений государственной тайны выступают Палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы судебной власти.

Государственную тайну составляют:

· сведения в военной области;

· сведения в области экономики, науки и техники;

· сведения в области внешней политики и экономики;

· сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»).

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

6) о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

7) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами (ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне»).

Степень секретности информации, составляющей государственную тайну, оформляется в виде грифа секретности, проставляемого на носителе этой информации или на сопроводительной документации.

Существует три грифа секретности:

особой важности (ОВ) – ущерб интересам Российской Федерации;

совершенно секретно (СС) – ущерб интересам министерства или отрасли экономики;

секретно (С) – ущерб интересам предприятия, учреждения или организации.

Доступ к государственной тайне выражается в санкционированном полномочным должностным лицом ознакомлении конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Для получения доступа к государственной тайне необходимо иметь допуск.

Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а для организаций – права на проведение работ с использованием таких сведений. Существует три формы допуска, соответствующие трем видам грифа секретности.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляют руководители органов государственной власти в соответствии с «Перечнем должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», утвержденного распоряжением Президента РФ № 151-рп от 16 апреля 2005 г.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне», утверждаемый указом Президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 11 февраля 2006 г.)

Срок засекречивания сведений не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (см. Положение о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденное указом Президента РФ № 1286 от 6 октября 2004 г.)

Основаниями для досрочного рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, являются:

1) взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну;

2) изменение объективных обстоятельств, вследствие чего дальнейшая защита государственной тайны является нецелесообразной.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.

1) Дисциплинарная ответственность выражается в увольнении работника, разгласившего государственную тайну, на основании ст. 81 Трудового кодекса РФ, а также ст. 37 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», если он является государственным служащим.

2) Административная ответственность применяется за нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации, а также за разглашение информации с ограниченным доступом на основании ст. 13.12, 13.13 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

3) Уголовная ответственность устанавливается за преступления, связанные с государственной тайной, в соответствии со следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

Ст. 275 – Государственная измена.

Ст. 276 – Шпионаж.

Ст. 283 – Разглашение государственной тайны.

Ст. 284 – Утрата документов, содержащих государственную тайну.

 

6. Неприкосновенность частной жизни. Персональные данные

Всеобщая декларация прав человека устанавливает: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств» (ст. 12).

Эти же положения прямо закреплены в Конституции РФ:

«Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ч. 1 ст. 22).

«1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст. 23).

«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ч. 1 ст. 24).

«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25).

Таким образом, объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина как составная часть реализации его личной свободы, которая включает:

1) право на свободу располагать собой (в том числе находиться без контроля с чей-либо стороны);

2) право на личную и семейную тайну;

3) право на тайну корреспонденции;

4) право на свободу мысли, совести и вероисповедания;

5) право на свободное выражение своего мнения;

6) право на защиту личности;

7) право на защиту жилища;

8) право на тайну голосования.

Перечисленные права могут быть ограничены в следующих случаях: 1) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом; 2) законный арест или задержание лица; 3) законное задержание несовершеннолетнего с целью передачи дела на расследование, вынесения решения о наказании или в суд (ст. 5 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека).

Что касается ограничения права на тайну корреспонденции, то Европейский Суд по правам человека признал, что вмешательство в частную жизнь не противоречит требованиям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если:

1) это предусмотрено и осуществляется в соответствии с законом;

2) этот закон и принятые на его основе подзаконные акты известны общественности, легко доступны, носят четкий и определенный характер;

3) в этих нормативных актах фиксируются пределы компетенции государственных органов;

4) подслушивание носит выборочный, а не общепоисковый характер;

5) вмешательство рассматривается как временная мера;

6) в отношении информации, полученной в результате прослушивания телефонных разговоров, применяется правило конфиденциальности;

7) в случае прекращения преследования или оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются.

Специального законодательного закрепления требует ограничение права на неприкосновенность частной жизни для государственных и общественных деятелей, частная жизнь которых вызывает особый интерес и повышенное внимание. По этому поводу в 428-й Резолюции Консультативной ассамблеи Совета Европы сформулированы два правила:

1. В случае противоречия между правом на свободу информации и на уважение личной жизни приоритет имеет право на уважение личной жизни.

2. Личная жизнь общественных деятелей должна защищаться, как и личная жизнь других граждан, за исключением случаев, когда она может оказывать воздействие на общественно значимые события.

Защита права на неприкосновенность частной жизни может осуществляться в административном или судебном порядке. В административном порядке потерпевший подает жалобу в вышестоящий орган или Уполномоченному по правам человека РФ или прокурору. В судебном порядке различают способы гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой защиты.

К основным способам гражданско-правовой защиты относится право требовать через иск в суд от нарушителя:

1) признания нарушенного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) признания действий ответчика незаконными;

4) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

6) возмещения убытков, компенсации морального вреда;

7) опубликования ответа потерпевшего;

8) опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию потерпевшего, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Административно-правовая защита осуществляется на основании ст. 13.11 и 13.14 КоАП РФ, а уголовно-правовая - на основании УК РФ (ст. 129, 130, 137, 138, 139).

Если гражданин исчерпал все возможности национальной судебной защиты своих нарушенных прав, он вправе обратиться в Комиссию по правам человека СНГ или Европейский Суд по правам человека.

Персональные данные

Основу правового регулирования в сфере обработки персональных данных составляют:

1. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (принята Советом Европы в 1981 г., ратифицирована в России федеральным законом N 160-ФЗ от 19 декабря 2005 г.)

2. Конституция РФ – статья 23.

3. Федеральный закон «О персональных данных» N 152-ФЗ от 27.07.2006 г.

4. Глава 14 Трудового кодекса РФ – «Защита персональных данных работника».

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением тех случаев, когда:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Операторы должны обеспечивать конфиденциальность персональных данных, кроме случаев обезличивания персональных данных или работы с общедоступными персональными данными.

В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В них могут включаться фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные данные только с письменного согласия субъекта персональных данных.

Обязанность предоставить доказательство получения такого согласия возлагается на оператора. Полученное ранее согласие может быть отозвано в любое время. В этом случае сведения должны быть исключены из справочника, а обработка персональных данных должны быть прекращена.

Общие требования при обработке персональных данных работника (закреплены в ст. 86 Трудового кодекса РФ):

 

1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

2) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие;

3) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни (без его согласия);

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности;

5) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки;

6) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств;

7) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

8) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны.

 

7. Правовое регулирование информационных отношений
в области коммерческой тайны

Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ – часть IV).

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»).

Основными субъектами правоотношений коммерческой тайны являются:

обладатель коммерческой тайны – физическое или юридическое лицо, которое владеет на законном основании информацией, составляющей коммерческую тайну, ограничило к ней доступ и установило ее режим;

контрагент – сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, (ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне»):

1) учредительные документы;

2) документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

3) о составе имущества государственных или муниципальных предприятий и об использовании ими бюджетных средств;

4) о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и др.;

5) о численности и составе работников, о системе оплаты труда, о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации;

9) о размерах и структуре доходов и имущества некоммерческих организаций;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) сведения, обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами.

Обладатель коммерческой тайны должен предоставить ее по запросу суда, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве. Полученная указанными органами информация охраняется ими как служебная тайна (ст. 6).

Установление режима коммерческой тайны включает в себя (ст. 10):

• определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

• ограничение доступа к коммерческой тайне, установление порядка обращения с ней и контроля за соблюдением такого порядка;

• учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, и лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

• регулирование отношений по использованию коммерческой тайны работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

• нанесение на материальные носители (документы) грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.

В рамках трудовых отношений работодатель обязан (ст. 11):

• ознакомить под расписку работника, доступ которого к коммерческой тайне необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

• ознакомить под расписку работника с установленным режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

• создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны.

В рамках трудовых отношений работник обязан (ст. 11):

• выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

• не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, и не использовать эту информацию в личных целях;

• передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители коммерческой тайны.

После прекращения трудовых отношений обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют силу в течение трех лет после увольнения работника, если иной срок не установлен трудовым договором (эта статья действует до 1 января 2008 г.).

Ответственность за нарушение прав на коммерческую тайну

Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

1. Дисциплинарная ответственность.

Работник в случае умышленного или неосторожного разглашения коммерческой тайны при отсутствии в его действиях состава преступления несет дисциплинарную ответственность (ст. 14).

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (статья 81 Трудового кодекса РФ).

2. Уголовная ответственность наступает по ст. 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

3. Административная ответственность наступает на основании ст. 13.14 КоАП – «Разглашение информации с ограниченным доступом».

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

4. Гражданско-правовая ответственность.

В гражданско-правовом порядке обладатель коммерческой тайны может потребовать:

· признания прав обладателя на коммерческую тайну;

· пресечения действий, нарушающих режим коммерческой тайны или создающих угрозу его нарушения;

· возмещения убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны;

· заключения лицензионного договора или договора о передаче ноу-хау при фактическом использовании ноу-хау третьим лицом в своих интересах.

Лицо, использовавшее коммерческую тайну и не имевшее достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получившее доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности. При этом обладатель коммерческой тайны может потребовать от такого лица принять меры по ее охране.

Органы государственной власти и местного самоуправления несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны своими должностными лицами.

 

8. Правовое регулирование информационных отношений
в области банковской тайны

Банковская тайна - защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, а также сведения о клиентах, разглашение которых может нарушить их право на неприкосновенность частной жизни.

К основным объектам банковской тайны относятся:

Ø тайна банковского вклада;

Ø тайна банковского счета;

Ø тайна операций по банковскому счету;

Ø тайна частной жизни клиента;

Основными субъектами права на банковскую тайну являются владельцы и пользователи банковской тайны.

Владельцы банковской тайны – это физические или юридические лица, доверившие банку и иной кредитной организации сведения, которые могут составлять банковскую тайну, и их наследники.

Пользователи банковской тайны - лица, которым сведения, составляющие банковскую тайну, были доверены или стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

К пользователям относятся:

1) банки и иные кредитные организации;

2) Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ);

3) Агентство по реструктуризации кредитных организаций;

4) государственные органы, должностным лицам которых банковская тайна может быть предоставлена исключительно в случаях, предусмотренных законом.

В ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определен следующий перечень таких органов:

а) суды и арбитражные суды;

б) Счетная палата Российской Федерации - в отношении сведений об использовании федеральных бюджетных средств;

в) органы федеральной налоговой службы - в отношении сведений, представляемых по истечении отчетного года в обязательном порядке в установленный срок (или в 5-дневный срок по запросу налогового органа) кредитной организацией, а также об открытии клиентами расчетного или иного счета (в 5-дневный срок);

г) таможенные органы Российской Федерации - при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации;

д) органы предварительного следствия - при наличии возбужденного уголовного дела и с согласия прокурора;

е) нотариальные конторы - по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков;

ж) иностранные консульские учреждения - в отношении счетов иностранных граждан;

з) аудиторские организации - при проведении аудиторских проверок.

Данный перечень является исчерпывающим и может быть изменен только законом.

Владелец в отношении сведений, составляющих его банковскую тайну, имеет право:

1) выбирать любой банк по своему усмотрению;

2) запрашивать справки у банка о своей банковской тайне;

3) распоряжаться сведениями, составляющими банковскую тайну, по своему усмотрению;

4) расторгнуть договор с банком в любое время;

5) требовать защиты банковской тайны от Центрального банка Российской Федерации, банка и иной кредитной организации, с которой заключен договор;

6) требовать от банка возмещения причиненных убытков в случае разглашения им банковской тайны;

7) требовать привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении банковской тайны.

Перечисленные права могут быть ограничены в случаях, когда банк обязан:

информировать правоохранительные органы о готовящемся или совершенном преступлении;

предоставлять информацию по запросу государственных органов и их должностных лиц.

На пользователя банковской тайны возлагаются следующие обязанности:

1. ЦБ РФ, банк и иная кредитная организация должны гарантировать банковскую тайну клиента.

2. Банк обязан установить режим банковской тайны, обеспечивающий сохранность этих сведений и их защиту от разглашения, уничтожения, блокирования или искажения.

3. ЦБ РФ не вправе разглашать банковскую тайну, полученную им в результате исполнения своих функций.

4. Банк обязан отказать в предоставлении банковской тайны кому бы то ни было, если эти требования не соответствуют положениям закона.

5. Банк обязан предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну клиента, ему самому или его представителю.

6. Агентство по реструктуризации кредитных организаций вправе получать информацию, составляющую банковскую тайну кредитной организации.

7. Государственные органы и их должностные лица при получении банковской тайны обязаны обеспечить ее неразглашение и установить для ее охраны режим служебной тайны.

8. Запрещается разглашение банковской тайны любым лицом, которому эти сведения стали известны по службе.

9. За разглашение банковской тайны ЦБ РФ, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и работники несут ответственность.

Споры о нарушении права на банковскую тайну рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Владелец банковской тайны вправе требовать:

1. В гражданском судопроизводстве:

· признания права на банковскую тайну;

· прекращения действий, ведущих к нарушению режима банковской тайны;

· возмещения ущерба, причиненного разглашением банковской тайны;

· неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону;

· компенсации морального вреда и др.

2. В административном судопроизводстве – привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ («Разглашение информации с ограниченным доступом»).

3. В уголовном судопроизводстве - привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 183 УК РФ (в порядке, предусмотренном для коммерческой тайны).

С другой стороны, должностные лица кредитных организаций могут нести ответственность в случае непредоставления сведений, составляющих банковскую тайну клиента, государственным органам, имеющим законное право на получение такой информации. За данное правонарушение налагается штраф в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ.

Кроме того, отказ предоставить информацию Счетной палате РФ влечет за собой уголовную ответственность по ст. 287 Уголовного кодекса РФ (максимальный срок – лишение свободы до восьми лет).

Режим банковской тайны может быть изменен или отменен но следующим основаниям:

• по собственному желанию владельца банковской тайны;

• по решению суда;

• при разглашении банковской тайны;

• при защите своих прав в суде в случае возникшего спора между кредитной организацией и ее клиентом;

• при ликвидации юридического лица владельца или пользователя банковской тайны.

При изменении или отмене режима банковской тайны ее пользователь обязан письменно известить об этом других пользователей этой банковской тайны.

 

9. Правовое регулирование информационных отношений
в области профессиональной тайны

Профессиональная тайна — защищаемая по закону инфор­мация, доверенная лицу исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица, и не являющаяся государственной, коммерческой или банковской тайной.

Субъектами профессиональной тайны являются:

Доверитель — физическое лицо, доверившее сведения другому лицу, а также его правопреемники (в том числе наследники).

Держатель — физическое или юридическое лицо, которому исключительно в силу его профессиональной деятельности были доверены или стали известны све­дения, составляющие профессиональную тайну.

Пользователь — лицо, которому сведения, составляющие профессиональную тайну, стали известны на законных основаниях в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.

Объектами профессиональной тайны являются:

1. Врачебная тайна это информация:

· о факте обращения за медицинской помощью;

· о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания;

· о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора;

· иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента.

(статья 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается с согласия гражданина или его законного представителя.

Без согласия гражданина или его законного представителя предоставление сведений допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы.

Согласно статье 49 при оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

2. Тайна связи тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 63 ФЗ «О связи»).

Согласно ст. 64 операторы связи обязаны предоставлять информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами.

3. Нотариальная тайна сведения, доверенные нотариусу в связи с совершением нотариальных действий.

Нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать нотариальную тайну, в том числе и после сложения полномочий или увольнения (ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате).

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

4. Адвокатская тайна сведения, сообщенные адвокату гражданином в связи с оказанием ему юридической помощи.

Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с оказанием юридической помощи (ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведения, могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления и предметы, оборот которых запрещен или ограничен.

5. Тайна усыновления сведения об усыновлении ребенка (ст. 139 Семейного Кодекса РФ).

Доступ к тайне усыновления имеют:

· суд (судья), рассматривающий дело об усыновлении;

· государственный орган, регистрирующий факт усыновления.

Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения (ст. 134-135 СК РФ).

6. Тайна страхования сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц, полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности (ст. 946 ГК РФ).

Доступ к тайне страхования могут получить:

· суд (судья);

· прокурор, органы дознания и следствия;

· налоговые органы.

7. Тайна исповеди — сведения, доверенные священнослужителю гражданином на исповеди.

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди (ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

В настоящее время государственные органы и их должностные лица не могут получить доступ к профессиональной тайне только в двух случаях: в отношении адвокатской тайны и тайны исповеди.

Доверитель имеет следующие основные права:

1) выбирать лицо в качестве держателя профессиональной тайны по своему усмотрению;

2) запрашивать сведения о себе, составляющие профессиональную тайну;

3) распоряжаться сведениями, составляющими профессиональную тайну, по своему усмотрению;

4) требовать от держателей и пользователей защиты профессиональной тайны;

5) требовать привлечения лиц, виновных в разглашении профессиональной тайны, к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Держатели и пользователи обязаны:

1) гарантировать сохранение конфиденциальности сведений, составляющих профессиональную тайну;

2) установить режим профессиональной тайны;

3) отказать в предоставлении сведений, составляющих профессиональную тайну, если эти требования не установлены прямо федеральным законом;

4) предоставить сведения, составляющие профессиональную тайну, по запросам государственных органов и их должностных лиц в случаях, установлен­ных федеральным законом;

5) государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить неразглашение профессиональной тайны и установить у себя ее охрану в режиме служебной тайны;

6) за разглашение профессиональной тайны держатели и пользователи профессиональной тайны несут ответственность.

Административная ответственность за разглашение профессиональной тайны наступает в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ – «Разглашение информации с ограниченным доступом».

Уголовная ответственность прямо предусмотрена Уголовным кодексом РФ лишь в случае разглашения тайны усыновления (ст. 155) и тайны связи (ст. 138). В остальных случаях уголовная ответственность может наступить на основании ст. 137 – «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

 

10. Правовое регулирование информационных отношений в области служебной тайны

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Порядок работы с такой информацией регулируется Положением «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти».

В соответствии с пунктом 1.3 данного Положения к служебной информации не могут относиться:

1) акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, общественных объединений, а также права и обязанности граждан;

2) сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах (экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация);

3) описание структуры органа исполнительной власти и его функций;

4) порядок рассмотрения и разрешения заявлений физических и юридических лиц;

5) сведения об исполнении бюджета и состоянии экономики;

6) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов.

На документах, содержащих служебную тайну, проставляется пометка «Для служебного пользования».

Основными объектами служебной тайны являются:

1) служебная информация о деятельности госу­дарственных органов (собственная служебная тайна): например, тайна следствия, судебная тайна;

2) конфиденциальная информация других лиц, ставшая известной должностным лицам государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей: например, налоговая тайна.

Правовая охрана собственной служебной тайны начинается с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне. Охрана конфиденциальной информации других лиц в государственных органах начинается с момента получения этих сведений их должностными лицами. Сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной с момента постановки на учет.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве;

5) о доходах и имуществе кандидата и его супруга, предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах.

Поступившие в налоговые органы сведения имеют специальный режим хранения и доступа.

Должностные лица государственных органов не вправе использовать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту.

Государственные органы несут ответственность за убытки, причиненные владельцам конфиденциальной информации вследствие своих неправомерных решений, а также неправомерных действий или бездействия должностных лиц этих органов. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

В отношении собственной служебной тайны государственные органы и их руководители имеют право:

1) устанавливать режимы охраны служебной тайны и сроки их действия;

2) разрешать и прекращать допуск граждан и организаций к этим сведениям;

3) распоряжаться сведениями, составляющими служебную тайну;

4) требовать защиты сведений, составляющих служебную тайну;

5) привлекать лиц, виновных в разглашении служебной тайны, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

1. Дисциплинарная ответственность.

Государственный гражданский служащий может быть уволен с гражданской службы в случае разглашения служебной информации, ставшей известной ему в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе»).

Кроме того, статьей 81 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность увольнения работника за разглашение служебной тайны.

2. Административная ответственность наступает в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ – «Разглашение информации с ограниченным доступом».

3. Уголовная ответственность предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:

ст. 310 — разглашение данных предварительного расследования;

ст. 311 — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса;

ст. 320 — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа;

ст. 183 – Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

 

11. Правовое регулирование информационных отношений
в области массовой информации

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Свобода массовой информации закреплена в ст. 29 Конституции РФ. Правоотношения в данной сфере регулируются федеральным законом «О средствах массовой информации» от 27.12.91г.

Свобода массовой информации является не антиподом, а одной из важнейших гарантий информационной безопасности, поскольку:

1) она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации;

2) защищает общественное сознание от воздействия пропаганды;

3) стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы.

Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Согласно ст. 1 закона «О СМИ» свобода массовой информации предполагает отсутствие ограничений в отношении:

1) поиска, получения, производства и распространения массовой информации;

2) учреждения СМИ, владения, пользования и распоряжения ими;

3) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Свобода массовой информации гарантируется судебной защитой. Согласно ч. 1ст. 61 в суд могут быть обжалованы:

1) любые неправомерные действия органа, регистрирующего СМИ;

2) решение об аннулировании лицензии на телерадиовещание;

3) нарушение порядка предоставления запрашиваемой информации;

4) нарушение порядка аккредитации.

Кроме того, только суд уполномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ, о прекращении деятельности СМИ, о прекращении распространения продукции СМИ, о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ, о возмещении морального вреда.

Основными субъектами права массовой информации являются: учредитель, редакция, издатель, собственник имущества СМИ, а также распространитель СМИ.

Учредителями СМИ могут быть:

1) любой совершеннолетний гражданин РФ, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными. Иностранные граждане, не проживающие постоянно в РФ, лишены этого права. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, а также иностранные юридические лица могут учреждать СМИ, кроме телевизионных и видеопрограмм, распространяемых на большей части территории России.

2) Объединения граждан (общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы).

3) Организации, кроме тех, чья деятельность запрещена в соответствии с законом.

4) Органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Учредителей может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем, и только совместно они могут выступать в качестве учредителя.

Редакцией СМИ является организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Она может одновременно выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя и собственника имущества редакции. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе закона «О СМИ», устава редакции и договора между учредителем и редакцией.

Издателем является издательство, иное учреждение или коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ. Издатель должен обладать лицензией на ведение издательской деятельности.

Под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

 

12. Защита прав в сфере массовой информации

Регистрация и лицензирование СМИ

Регистрация СМИ носит не разрешительный, а уведомительный характер. Регистрация не является обязательной:

1) для тех СМИ, которые создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания официальных материалов, нормативных и иных актов;

2) периодических печатных изданий тиражом менее 1000 экземпляров;

3) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям для не более 10 абонентов;

4) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Изготовление и распространение продукции СМИ без его регистрации (если она является обязательной) влечет административную ответственность по ст. 13.21 КоАП РФ.

Процедура регистрации начинается с подачи учредителем заявления в письменной форме. Если продукция СМИ предназначается для распространения преимущественно на всей территории России, в нескольких субъектах РФ или за рубежом, то регистрация осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Если же основной аудиторией является население субъекта РФ или муниципального образования, то регистрация СМИ осуществляется соответствующими территориальными органами.

В заявлении должны быть указаны: сведения об учредителе; название регистрируемого СМИ; язык, на котором оно будет выходить; адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; примерная тематика или специализация СМИ; источники финансирования; предполагаемые периодичность выпуска и максимальный объем СМИ.

В регистрации СМИ может быть отказано в следующих случаях (ч. 1 ст. 13 Закона о СМИ):

1) если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ;

2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности

3) если название, тематика или специализация СМИ представляет собой злоупотребление свободой массовой информации (в смысле ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ);

4) если ранее уже было зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации;

5) если не уплачена государственная пошлина.

Для телевидения и радиовещания необходимо не только регистрировать, но еще и лицензировать СМИ. Эти вопросы регулируются законом РФ «О СМИ», федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановлением Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РФ» № 1359 от 7 декабря 1994 г.

Правовой статус журналиста

Журналистом признается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона о СМИ).

Права и обязанности журналиста определяются нормами гл. V Закона о СМИ. Они подразделяются на следующие виды.

1. Права и обязанности, связанные с получением информации:

1) право искать, запрашивать и получать информацию; 2) право посещать органы государственной власти и местного самоуправления либо их пресс-службы; 3) право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; 4) право получать доступ к документам, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; 5) право копировать документы при условии соблюдения авторских прав; 6) право производить записи за исключением случаев, когда это запрещено законом; 7) право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; 8) право проверять достоверность сообщаемой ему информации; 9) обязанность сохранять конфиденциальность информации и ее источника; 10) обязанность при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; 11) обязанность предъявлять по первому требованию редакционное удостоверение.

Порядок сбора информации журналистами в зоне проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции (ст. 4 Закона о СМИ).

2. Права и обязанности, связанные с распространением информации:

1) право распространять информацию; 2) право публиковать документы при условии соблюдения авторских прав; 3) право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения в СМИ; 4) право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи; 5) обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации; 6) обязанность получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина; 6) право распространять сообщения и материалы, подготовленные с использованием скрытой записи только при наличии следующих условий (ст. 50 Закона о СМИ):

1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека;

2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против идентификации посторонних лиц;

3) если демонстрация записи производится по решению суда.

3. Права и обязанности, связанные с производством и выпуском СМИ:

1) право отказаться от подготовки сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; 2) право на защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лица, выполняющего общественный долг; 3) обязанность уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций; 4) обязанность соблюдать устав редакции; 5) обязанность ставить в известность главного редактора о возможных исках в связи с распространением подготовленного им материала; 6) обязанность отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно связано с нарушением закона.

Ответственность СМИ

Согласно ст. 4 Закона о СМИ, средства массовой информации несут юридическую ответственность за злоупотребление правом свободы массовой информации в следующих случаях:

1) использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для осуществления экстремистской деятельности, для пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости;

2) использование скрытых вставок и иных технических приемов, воздействующих на подсознание людей (ст. 13.15 КоАП);

3) распространение информации об общественном объединении, которое ликвидировано или деятельность которого запрещена в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что это общественное объединение ликвидировано или его деятельность запрещена;

4) пропаганда наркотических средств и психотропных веществ;

5) распространение информации о средствах и приемах проведения контртеррористической операции, а также о сотрудниках специальных подразделений и лицах, оказывающих им содействие.

За перечисленные нарушения регистрирующий орган может вынести предупреждение редакции. Если в течение 12 месяцев редакция неоднократно получала письменные предупреждения, то регистрирующий орган вправе обратиться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ.

Все иные правонарушения, субъектом которых является редакция или учредитель СМИ, не могут считаться злоупотреблением свободой массовой информации.

В частности, нарушение законодательства о рекламе влечет ответственность на основании ст. 14.3 КоАП и ФЗ «О рекламе».

Распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию граждан или юридических лиц влечет гражданско-правовую ответственность на основании ст. 152 ГК РФ. Она может проявляться в форме опровержения этих сведений, опубликования ответа потерпевшего, возмещения убытков или компенсации морального вреда.

Обращаясь в суд, истец должен доказать факт распространения сведений ответчиком и обосновать порочащий характер этих сведений, а ответчик должен доказать достоверность этих сведений.

Если заведомо ложные сведения были распространены умышленно, то может также наступить уголовная ответственность на основании ст. 129 УК РФ – «Клевета».

В случае, когда распространены соответствующие действительности сведения о частной жизни гражданина, он может потребовать компенсации морального вреда на основании ст. 150, 151 ГК РФ.

Если распространены оценочные мнения и убеждения, соответствие действительности которых проверить невозможно, то истец имеет право на ответ в том же СМИ в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений (ст. 46 Закона о СМИ).

Надлежащими ответчиками в таких ситуациях являются автор и редакция соответствующего СМИ, а также источник сведений, если он указан в распространенном материале.

Редакция СМИ освобождается от ответственности за распространенный материал в следующих случаях (ст. 57 Закона о СМИ):

· если сведения содержались в обязательных сообщениях (например, в тексте, который редакция опубликовала по решению суда);

· если они получены от информационных агентств;

· если они содержались в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб;

· если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц;

· если они содержались в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи;

· если они являлись дословным воспроизведением материалов, распространенных другим СМИ.

13. Правовое регулирование рекламной деятельности

Правоотношения в данной сфере регулируются ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.

Этот закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти и местного самоуправления, если они не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции.

Реклама не должна:

· побуждать к совершению противоправных действий;

· призывать к насилию и жестокости;

· иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения;

· формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, а также в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники.

Запрещена реклама:

· товаров, производство и реализация которых запрещены законодательством РФ;

· наркотических средств и психотропных веществ;

· взрывчатых веществ, за исключением пиротехнических изделий;

· органов и тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

· товаров, подлежащих государственной регистрации или сертификации, в случае отсутствия такой регистрации или сертификации;

· товаров, на производство и реализацию которых требуется получение лицензий, в случае отсутствия лицензий.

Особенности отдельных способов распространения рекламы закреплены в главе 2 ФЗ «О рекламе» (статьи 14 – 20).

Особенности рекламы отдельных видов товаров закреплены в главе 3 ФЗ «О рекламе» (статьи 21 – 30).

Государственный контроль в сфере рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в субъектах РФ.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

1. Гражданско-правовая ответственность:

· возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

· возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц или имуществу физических или юридических лиц;

· компенсация морального вреда;

· публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама).

2. Административная ответственность:

Ст. 14.3 КоАП – «Нарушение законодательства о рекламе» (административный штраф для граждан до 2500 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, для юридических лиц – до 500 000 рублей).

Ст. 6.13 КоАП – «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров».

За непредставление сведений в антимонопольный орган и невыполнение в срок законных предписаний данного органа – ст. 19.7 и 19.5 КоАП соответственно.

3. Уголовная ответственность:

Ст. 242 и 242.1 УК РФ – за незаконное рекламирование и распространение порнографических материалов и материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Рекламодатель несет ответственность за нарушения, связанные с содержанием рекламной информации. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения, связанные с формами и способами распространения рекламы. Рекламопроизводитель несет ответственность, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

14. Информационные аспекты интеллектуальной собственности

Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных

Правоотношения в этой сфере регулируются частью IV ГК РФ.

1. Объекты правовой охраны

К охраняемым данными законами объектам относятся не только сами программы для ЭВМ, но также еще подготовительные материалы, полученные в ходе их разработки, и порождаемые ими аудиовизуальные отображения.

Программа для ЭВМ охраняется законом на всех этапах ее создания, включая материалы, полученные при разработке программы, независимо от объективной формы ее выражения - будь то занесение в память компьютера, запись на бумаге или иной способ фиксации.

Алгоритмы как последовательность действий, приводящая к решению задачи, не признаются охраняемыми объектами. Объективная форма реализации алгоритма в виде программы для ЭВМ получает охрану в соответствии с законом, однако это не препятствует другим лицам самостоятельно разрабатывать свои программы на основе данного алгоритма.

К охраняемым объектам можно также отнести интерфейс пользователя, но только при определенных условиях:

1) охраняется именно объективная реализация интерфейса, а не идеи и принципы, положенные в его основу;

2) деятельность по созданию интерфейса должна носить творческий характер.

Интерфейс пользователя представляет собой совокупность средств, с помощью которых осуществляется взаимодействие человека и программы. Можно выделить такие элементы интерфейса, как изображения на экране компьютера, звуковое сопровождение и средства управления программой (комбинации управляющих клавиш, система меню, функции манипулятора "мышь").

Документация программных продуктов является самостоятельным объектом авторского права и охраняется как литературное произведение.

2. Субъекты авторского права

Основными субъектами авторских прав являются автор программы и правообладатель.

Автору принадлежат все права на созданные программы в течение всей его жизни и 50 лет после его смерти. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, срок охраны авторских прав составляет 50 лет с момента публикации.

Под правообладателем понимается автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительными имущественными правами, полученными в силу закона или договора.

Автор может практически полностью передать правообладателю все экономически значимые правомочия на весь срок их существования. Причем, если программа создана по служебному заданию, то правообладателем изначально становится работодатель, и все имущественные права принадлежат ему.

3. Виды авторских прав на программы для ЭВМ

Авторские права подразделяются на исключительные (имущественные) и личные неимущественные права.

К личным, т.е. неотъемлемым, непередаваемым правам авторов относятся:

1) право авторства, т.е. право считаться автором программы для ЭВМ;

2) право на имя, т.е. право определять форму указания имени автора в программе;

3) право на неприкосновенность (целостность), т.е. право на защиту программы от искажений, способных нанести ущерб чести и достоинству автора;

4) право на обнародование, т.е. действие, впервые делающее произведение доступным для всех путем опубликования или публичного показа;

5) право на отзыв, т.е. право отказа от принятого решения об обнародовании произведения.

К имущественным правам, которые могут передаваться другим лицам, относятся права на:

1) воспроизведение программы для ЭВМ в любой форме и любыми способами;

2) распространение программы для ЭВМ;

3) модификацию программы для ЭВМ, в том числе перевод ее с одного языка на другой. Данное право применимо только в том случае, если вносимые в программу изменения не затрагивают честь и достоинство ее автора.

4. Регистрация программ для ЭВМ

Регистрация программ для ЭВМ осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам при Министерстве образования и науки РФ. Эта процедура не является обязательной и не влияет на возникновение, сроки действия и объем авторского права. Однако осуществление регистрации может значительно усилить позицию зарегистрированного правообладателя в случае возникновения судебного спора.

Для регистрации программы правообладатель (физическое или юридическое лицо) лично или через своего представителя подает заявку на русском языке. В заявке должны быть приведены сведения не только об обладателе имущественных прав, но и об авторе программы. К заполненному бланку прилагаются идентифицирующие программу материалы (распечатка текста программы, фотографии, видеозапись, звукозапись включенных в программу аудиовизуальных отображений, если они подлежат охране по нормам авторского права). Федеральная служба принимает решение о регистрации программы и внесении ее в Государственный реестр в 2-месячный срок.

За регистрацию взимается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.30 и 333.18 главы 25.3 Налогового кодекса РФ. Иностранные физические и юридические лица уплачивают гос. пошлину в тех же размерах.

Если заявителями являются несколько лиц, то гос. пошлина уплачивается ими в равных долях.

Можно зарегистрировать не только саму программу, но и договоры на уступку имущественных прав на нее. За это также взимается гос. пошлина.

 

15. Правовое регулирование споров о доменах в сети Интернет

Проблематика доменных споров, порожденных конфликтами, возникающими между доменами и товарными знаками, как и почти все, что связано с Интернетом, пришла к нам из-за рубежа. Одним из первых инцидентов в мировой истории доменных споров был конфликт вокруг домена mcdonalds.com, зарегистрированного американским журналистом и предложенного в 1994 году компании McDonalds в обмен на благотворительные расходы. За этим примером последовали другие; уже к концу 1994 года 14% доменов из ТОР-500 американских компаний были зарегистрированы посторонними для компаний людьми.

На сегодняшний день российским законодательством не определено понятие "киберсквоттинг". По сути, киберсквоттеры — это лица (как физические, так и юридические), пытающиеся извлечь выгоду из регистрации доменного имени. Такие лица регистрируют домены, к которым не имеют прямого отношения, с целью их дальнейшей перепродажи. Разумеется, киберсквоттеры тщательно выбирают домены, на которых можно заработать, и регистрируют в первую очередь имена, созвучные с известными товарными знаками или просто общеупотребимые слова, то есть легкие для запоминания домены.

Во времена бума дот-комов некоторые доменные имена продавались за миллионы долларов — например, в конце 1999 года business.com был куплен за $7,5 млн., а loans.com — за $3 млн. в конце 2000 года. Однако бесчисленное множество других доменных имен остались невостребованными, и после краха дот-комов, когда пришло время их перерегистрировать, киберсквоттерам пришлось избавляться от них где-то по $30 за каждый.

Одно из направлений "деятельности" киберсквоттеров основано на вариантах написания того или иного домена или возможных ошибках в наборе как самого имени, так и в написании домена. Экономический расчет прост — "человеческий" фактор имеет место, и ошибки в наборе суперпосещаемых доменов будут всегда, а значит, и устойчивая посещаемость доменов-двойников, на которых размещена реклама, тоже будет. Реклама, размещаемая на подобных доменах вполне способна окупить затраты киберсквоттера на содержание домена, независимо от того, удастся ли его когда-либо продать или нет. Этот вид деятельности называется тайпсквоттинг.

Примеры: skoda / shkoda, kommersant / commersant,

www.lenta.ru / wwwlenta.ru).

Первые отечественные иски подавались с требованиями о запрете использовать (регистрировать) имена доменов, содержащие фирменное наименование истцов. Первоначальные попытки предъявлять иск к Российскому НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС), администратору домена RU, заканчивались провалами, что полностью соответствует мировой практике, в соответствии с которой организации, осуществляющие регистрацию доменов, либо не участвуют в спорах о доменных именах, либо привлекаются в качестве третьих лиц. Администраторы национальных доменов не несут в силу своего правового положения ответственности за действия киберсквоттеров. В случае необходимости по ходатайству заинтересованной стороны регистрирующая организация может предоставить суду достоверную информацию о регистрации доменного имени.

С учетом сказанного, дальнейшие иски заявлялись правообладателями непосредственно к киберсквоттерам. РосНИИРОС, преимущественно, фигурировал в них как третье лицо. Обобщая решения по первым судебным делам, основанным на конфликте "домен - товарный знак", можно сказать, что владельцам товарных знаков, как минимум, удавалось запретить использование доменов, сходных с товарными знаками, а в некоторых случаях истцы не только добились прекращения использования домена, но и получили право на администрирование домена.

Переломным моментом в истории отечественной судебной практики рассмотрения доменных споров является 2003 год, когда вступили в силу поправки в Закон о товарных знаках. Если до этого основания иска базировались на нарушении прав на фирменное наименование, товарный знак, на недобросовестной конкуренции, то после принятия поправок к закону истцы обращаются в суд только с исками по поводу нарушений прав на товарный знак.

В новой редакции закона пункт, посвященный нарушениям прав правообладателя ТЗ, выглядит так: "Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения… в сети интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации".

Среди недостатков новой формулировки Закона о товарных знаках особенно были выделены два:

- во-первых, закон способствует так называемому "обратному захвату", то есть когда появляется желание захватить какой-то чужой домен, то регистрируется сходный товарный знак и подается иск в суд с требованием отобрать понравившееся доменное имя;

- во-вторых, следуя закону, владелец товарного знака может добиться передачи прав на доменное имя в судебном порядке только при благоприятном стечении ряда обстоятельств, прежде всего, лишь в том случае, если доказано использование домена в отношении товаров и услуг того класса, для которых осуществлена регистрация товарного знака.

Поэтому закон скорее усложняет, чем упрощает защиту прав владельцев товарных знаков. Иначе говоря, в суд правообладатели обращаются только в случаях, когда владельца домена удалось уличить в размещении на домене информации о товарах и услугах, по классам которых зарегистрирован товарный знак. Во всех остальных случаях домены, как правило, выкупаются. На конференции был озвучен диапазон сумм, за которые в России правообладатели товарных знаков выкупают сходные домены: от 2000 до 13000 долларов США.

К сожалению, новая редакция закона, на который судьи опираются при вынесении вердикта, сохранила отдельные недостатки прежнего текста. Подобная редакция "оставляет за бортом" все иные (не менее достойные охраны) средства индивидуализации физических и юридических лиц. Почему, например, ЗАО "Иванов" (с одноименным товарным знаком) имеет больше оснований владеть доменом ivanov.ru, чем человек с той же фамилией? По словам юристов RU-CENTER, в России не существует судебной практики разрешения споров об использовании фамилий в доменных именах. Фамилия и имя товарным знаком не являются, по крайней мере, до тех пор, пока они не зарегистрированы в таком качестве. Обладатель фамилии может предъявить претензии владельцу соответствующего домена только в том случае, если на сайте появляется информация, нарушающая права того или иного лица. Строго говоря, эта проблема характерна для всего интернет-сообщества. Так, только регистрация имени в качестве товарного знака позволила всемирноизвестным актрисе Джулии Робертс, певицам Мадонне и Селин Дион отсудить "свое" доменное имя.

Прекрасно понимая положение правообладателей и законодательную неурегулированность этой проблемы, РосНИИРОС взял инициативу на себя и 10 апреля 2002 года внес изменения в «Регламент и тарифы на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне ru», предоставив правообладателям, на основе вынесенного судебного решения возможность в приоритетном порядке зарегистрировать домен на себя.

Изменения в Регламенте коснулись оснований аннулирования регистрации доменных имен. Эти изменения упростили процедуру исполнения судебных решений для тех лиц, чьи права были признаны нарушенными в судебном порядке в результате использования администратором доменного имени объекта, правами на который обладает истец. Пункт, касающийся аннулирования регистрации доменного имени, в новой редакции звучит следующим образом:

«Регистрация доменного имени аннулируется до истечения срока действия регистрации в следующих случаях:

1) по письменному заявлению Администратора домена;

2) по вступившему в законную силу решению суда признающему администрирование домена его Администратором нарушением прав истца и/или запрещающему использование в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец.

При этом преимущественным правом на регистрацию аннулированного домена обладает лицо, чьи права суд признал нарушенными. Для реализации преимущественного права указанное лицо обязано направить в РосНИИРОС письменное заявление о регистрации доменного имени в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня аннулирования регистрации».

В доменах общего пользования (COM, NET, OGR, BIZ и т.п.) получила широкое распространение процедура UDRP (сравнительно недорогая и быстрая процедура разрешения доменных сопоров, разработанная Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности (ВОИС)). Ее суть сводится к тому, что заявитель (истец) должен доказать три факта:

1. доменное имя (ответчика) идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания заявителя;

2. у владельца домена (ответчика) нет прав или законных интересов в отношении доменного имени;

3. доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.

На основе UDRP рассматриваются более тысячи дел ежегодно. В таких спорах наши соотечественники несколько раз были истцами и более 100 раз ответчиками. Буквально неделю назад, основываясь на этой процедуре, домен kasparov.org был передан известному шахматисту Гарри Каспарову.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основная | Обеспечение доказательств правонарушения в сети Интернет


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.105 сек.