2. искусственные (то есть спроектированные и сделанные человеком);
3. открытые (по взаимодействию с внешней средой);
4. закрытые (по взаимодействию с внешней средой);
5. статичные (то есть параметры и свойства с течением времени – неизменны, постоянны);
6. динамические (то есть изменяющиеся во времени);
7. малые (по величине);
8. большие (по величине);
9. простые (по сложности);
10. сложные (по сложности);
11. очень сложные (по сложности).
Классы систем:
1. физические системы (естественные, материальные, неживые) не имеют стабильной организации и явно выраженной целевой функции;
2. технические системы (искусственные, материальные, неживые) имеют стабильную организацию и явно выраженную целевую функцию;
3. биологические системы (естественные, материальные, живые) обладают преобразуемой организацией;
4. социально-экономические системы (искусственные) в сфере производства, распределения, обмена и потребительских результатов человеческой деятельности.
Главной особенностью социально-экономических систем является то, что неотъемлемой частью их функционирования является человек.
Свойства социально-экономических систем:
1. изменчивость отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
2. уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях;
3. способность изменять свою структуру, сохраняя целостность и формировать варианты поведения;
4. способность противостоять разрушающим систему тенденциям;
5. способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
6. способность и стремление к целеобразованию.
Вопросы и задания по теме 1:
1. Основные понятия системного анализа: система, элементы, подсистема.
2. Основные свойства системы, их сущность.
3. Классификация систем, примеры различных систем с определением принадлежности к классу .
4. Основные типы организационных структур.
5. Понятие и определение обратной связи (схема).
6. Привести пример реальной системы (социально-экономической, открытой) с определением типа организационной структуры, характеристикой
ее основных свойств (организованность, целостность, сложность, управляемость, связность, эффективность, адаптируемость), объяснить, что конкретно в данной системе является блоком обратной связи и как она работает.