Выявление актеров. Разработку диаграммы прецедентов следует начинать с определения списка актеров.
Для выявления актеров могут быть использованы следующие вопросы:
– кто заинтересован в определенном системном требовании;
– какую роль система будет выполнять в организации;
– кто получит преимущества от использования системы;
– кто будет снабжать систему информацией, использовать информацию и получать информацию из системы;
– кто будет осуществлять поддержку и обслуживание системы;
– использует ли система внешние ресурсы;
– выступает ли какой-либо участник системы в нескольких ролях;
– выступают ли различные участники в одной роли;
– будет ли новая система взаимодействовать со старой?
Выявление прецедентов.После создания списка актеров необходимо рассмотреть, как каждый актер собирается использовать систему, причем во время идентификации прецедентов могут обнаружиться и новые актеры. Чтобы найти прецедент, необходимо найти ответы на вопросы: «Как каждый из актеров использует систему?» и «Что система делает для каждого актера?».
Для того чтобы выделить прецеденты для системы, можно использовать следующие вопросы:
– каковы задачи каждого актера;
– будет ли актер создавать, хранить, изменять, удалять или получать информацию из системы;
– какой прецедент будет создавать, хранить, изменять, удалять или получать эту информацию;
– должен ли актер информировать систему о внезапных изменениях внешней среды;
– должен ли актер быть информирован об изменениях состояния системы?
Пример диаграммы прецедентов.Рассмотрим пример разработки диаграммы прецедентов для системы «интернет-магазин» (рис. 5.14). Интернет-магазин должен позволять делать покупки с доставкой на дом. Клиенты этого магазина с помощью программы-браузера имеют доступ к каталогу продаваемых товаров. Для удобства клиентов в каталоге предусмотрена система поиска товаров, в которой все товары распределены по разделам и о каждом товаре предоставлена полная информация (название, вес, цена, изображение, дата изготовления и срок годности). При отборе клиентами товаров поддерживается виртуальная торговая корзина. Любое наименование товара может быть добавлено в корзину или изъято из нее в любой момент по желанию покупателя с последующим пересчетом общей стоимости покупки. Текущее содержимое корзины постоянно показывается клиенту. По окончании выбора товаров производится оформление заказа и регистрация покупателя.
Рис. 5.14 . Диаграмма прецедентов системы «интернет-магазин»
На рис. 5.14 в качестве актеров моделируемой системы выделены любой пользователь, покупатель (зарегистрированный пользователь) и администратор. Так как администратор может делать все, что делает покупатель и пользователь, то между этими актерами показано отношение обобщения. Однако ни покупатель, ни пользователь не могут изменять каталог товаров и статус заказов, поэтому отношения ассоциации на диаграмме показаны только между актером «Администратор» и прецедентами «Изменить каталог товаров» и «Изменить статус заказа».