Этнографический подход к формированию системных требований.
Методика формирования требований, основанная на сценариях.
Определение требований на основе точек зрения (метод VORD).
Модель процесса формирования и анализа требований.
Анализ осуществимости требований.
Составляющие потока анализа требований.
Процесс разработки требований.
Техники извлечения требований (Elicitation Techniques).
ЛЕКЦИЯ 5 РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Требования программной системы – это описание того, что система должна делать, а также ограничений, накладываемых на ее поведение и реализацию.
Функциональные требования – описания сервисов, предоставляемых системой, и способов выполнения вычислительных операций. Требования предметной области – это функциональные требования, которые вытекают из характеристик той предметной области, где будет эксплуатироваться разрабатываемая система.
Нефункциональные требования- это ограничения, накладываемые на систему, на процесс разработки системы, а также внешние требования. Они описывают свойства системы в целом.
Пользовательские требования предназначены для людей, которые будут эксплуатировать систему. Они должны писаться естественным языком с использованием таблиц и диаграмм, простых для восприятия.
Системные требования должны максимально точно описывать функции, выполняемые системой.
Из рабочей учебной программы (тема 4).Анализ осуществимости требований к системе. Разработка требований. Методика формирования требований, основанная на сценариях.
Идентифицировав источники требований мы не должны “покоится на лаврах”. Даже обладая пониманием того, кто владеет необходимой информацией, мы далеко не застрахованы от проблем, связанных с получением требований, необходимых для дальнейшей работы. Осуществление своей профессиональной деятельности пользователями далеко не гарантирует, к сожалению, способность ясно, четко и однозначно сформулировать то, что они делают и что именно им необходимо для решения их задач сегодня и завтра. Во многом, поэтому, сбор требований, зачастую, превращается в столь тяжелый и часто порождающий конфликты процесс действительно извлечения, “вытаскивания” информации, без которой невозможно переходить к дальнейшим проектным работам. Недопонимание между аналитиком и пользователем, упущение тех или иных аспектов, на первый взгляд кажущихся второстепенными, неоднозначность или тем более некорректность интерпретации информации, полученных от пользователей – все это наиболее типичные причины “сверх-затрат” (времени, денег и т.п.), а иногда, и полного провала проектов.
Существует множество практик и подходов, позволяющих добиться действительно стройной системы требований, отвечающих реальным потребностям и приоритетам заказчиков. Среди них можно выделить следующие:
· Интервьюрирование – традиционный подход извлечения требований; не стоит забывать, что получение информации от пользователя “не равно” получению требований; информация должна быть проанализирована и трансформирована в требования, таким образом, информация от пользователя является “входом” в процессы сбора требований, а сами требования – “выходом” этих процессов;
· Сценарии – контекст для сбора пользовательских требований, определяющий ответы на вопросы “что если” и “как это делается” в отношении бизнес-процессов, реализуемых пользователями;
· Прототипы – отличный инструмент для уточнения и/или детализации требований; существуют разные подходы к прототипированию – от “бумажных” моделей до пилотных подсистем, реализуемых как самостоятельные (в терминах управления ресурсами) проекты или бета-версии продуктов; часто прототипы постепенно трансформируются в результаты проекта и используются для проверки и утверждения требований;
· “Разъясняющие встречи” - в оригинале звучит как “facilitated meetings”; достаточно емкий по смыслу термин, пришедший из общей практики менеджмента и базирующийся на идеях сотрудничества заинтересованных лиц для совместного анализа путей решения проблем, определения и предупреждения рисков и т.п. В отличие от “обычного”, с позволения сказать, “мозгового штурма”, как исключительной формы обсуждения тех или иных задач (часто в критические моменты работ над проектом), “запланированный мозговой штурм” – особая форма встреч участников проекта и заинтересованных лиц со стороны заказчика, посвященная обсуждению тех вопросов, ответы на которые не могут быть определены в результате обычных интервью и которые требуют вовлечения большего количества лиц, чем просто пары “пользователь-аналитик”; я позволили себе сконструировать на русском языке этот термин еще и как “запланированный мозговой штурм”, так как такого рода встречи действительно обычно планируются с заданной периодичностью для обеспечения однозначности интерпретации информации, значимой для проекта и, что очень важно – проведения таких встреч до того, как связанные с данными вопросами риски не превратились в реальные проблемы, требующие решения “вчера”, а, следовательно, и дополнительных (изначально незапланированных) ресурсов времени, денег и т.д.;
· Наблюдение (observation) – подразумевает непосредственное присутствие аналитиков и инженеров рядом с пользователем в процессе выполнения последним его работ по обеспечению функционирования бизнес-процессов: в определенной степени можно провести аналогию с практикой присутствия представителя заказчика в проектной группе исполнителя (типовая практика в eXtreme Programming “on-site customer” – “присутствующий заказчик”); данная техника является достаточно затратной, но, в то же время, очень эффективной, а иногда – просто незаменимой, особенно, если речь идет о достаточно сложных и взаимосвязанных бизнес-процессах.