Delphi — это прекрасная система визуального объектно-ориентированного программирования.
Delphi — одна из мощных систем, позволяющих на самом современном уровне создавать как отдельные прикладные программы Windows, так и разветвленные комплексы, предназначенные для работы в корпоративных сетях и в Интернет.
Перечислим основные задачи, которые позволяет решать Delphi:
1. Создавать законченные приложения для Windows самой различной направленности – вычислительные, графические, мультимедиа.
2. Быстро создавать оконный интерфейс.
3. Создавать системы для работы с локальными и удаленными базами данных любых типов.
4. Создавать многозвенные распределенные приложения, основанные на различных технологиях.
5. Создавать приложения, которые управляют другими приложениями, в частности, такими программами Microsoft Office, как Word, Excel и др.
6. Создавать кросс-платформенные приложения, которые можно компилировать и эксплуатировать как в Windows, так и в системе Linux.
7. Создавать приложения различных классов для работы в Интернет.
8. Создавать профессиональные программы установки для приложений Windows, учитывающие всю специфику и все требования Windows.
Возможности визуального программирования, поддерживаемые средой Delphi, сводят проектирование пользовательского интерфейса к простым и наглядным процедурам. Во время проектирования форм и размещения на них компонент Delphi автоматически формирует код программы. Проектирование сводится к размещению компонент на форме, заданию некоторых их свойств и написанию обработчиков событий. Компоненты библиотек Delphi оформляются в виде классов. Классы – это типы, определяемые пользователем. В классах описываются свойства объекта, его методы и события, на которые он может реагировать.
Объектно-ориентированное программирование(сокращенно ООП) это в наше время совершенно естественный подход к построению сложных (и не очень сложных) программ и систем.
Обычное приложение Windows как правило состоит из окон со множеством кнопок, разделов меню, окон редактирования, списков и т.п. Все это объекты. Причем сами по себе они ничего не делают. Они ждут каких-то событий — нажатия пользователем клавиш или кнопок мыши, перемещения курсора и т.д. Когда происходит подобное событие, объект получает сообщение об этом и как-то на него реагирует: выполняет некоторые вычисления, разворачивает список, заносит символ в окно редактирования.
Приложение, построенное по принципам объектно-ориентированного программирования — это не последовательность каких-то операторов, не некий жесткий алгоритм. Объектно-ориентированная программа — это совокупность объектов и способов их взаимодействия.
Объект определим как экземпляр класса - совокупность полей и методов.
Возможности объектно-ориентированного программирования в Delphi базируются на свойствах языка Object Pascal.
Проект в Delphi представляет собой набор программных единиц – модулей. Модуль на английском языке называется Unit.
В процессе проектирования вами приложения Delphi автоматически создает код головной программы и отдельных модулей. Сама головная программа получается предельно простой и короткой. Она состоит из объявления списка используемых модулей и нескольких операторов, которые создают объекты тех форм, которые вы задумали, и запускают выполнение приложения.
Все объекты компонентов размещаются в объектах — формах. Для каждой формы, которую вы проектируете в своем приложении, Delphi создает отдельный модуль.
Именно в модулях и осуществляется программирование задачи. В модули вы вводите свой код, создавая обработчики различных событий. Но головную программу, как правило, вы не трогаете и даже не видите ее текст. Только в исключительных случаях вам надо что-то изменять в тексте головной программы, сгенерированном Delphi. Тем не менее, хотя бы ради этих исключительных случаев, надо все-таки представлять вид головной программы и понимать, что означают ее операторы. Типичная головная программа приложения имеет вид:
program Project2;
uses
Forms,
Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1},
Unit2 in 'Unit2.pas' {Form2};
{$R *.res}
begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.CreateForm(TForm2, Form2);
Application.Run;
end.
После заголовка в тексте программы располагается предложение uses.В этом предложении перечисляются модули, загружаемые программой. Первый модуль Forms— системный. А следующие — модули разработанных вами форм. Данный пример подразумевает, что вы создали в проекте две формы с именами Forml и Form2в модулях с именами Unitl и Unit2.Помещенные в фигурные скобки названия форм — это комментарии. Затем после ключевого слова beginи до последнего завершающего программу оператора end с точкой (end.)записано тело программы.
Первый оператор в теле программы инициализирует приложение, два следующих — создают объекты форм Forml и Form2,последний — начинает выполнение приложения.
В случае если Вы пишите консольное приложение, то головная программа выглядит проще:
program Project1;
{$APPTYPE CONSOLE}
uses
SysUtils;
begin
{ TODO -oUser -cConsole Main : Insert code here }
end.
Директива компилятора $AppType устанавливает тип приложения : GUI или Console. Значение директивы по умолчанию определяет графическое приложение.