Приоритеты и порядок выполнения операций, тип результата выражения
Для вычисления значений используются выражения, которые состоят из операндов, знаков операций и скобок. Операнды задают данные для вычислений. Операции задают действия, которые необходимо выполнить. Каждый операнд является, в свою очередь, выражением или одним из его частных случаев, например, константой или переменной.
Если в одном выражении присутствуют несколько разных операций, то они выполняются в соответствии с приоритетами – в первую очередь выполняются операции с более высоким приоритетом. Каждая операция в Си++ имеет свой приоритет, всего существует 16 классов приоритетов (в Си было 15 классов, отсутствовали операции для работы с указателями на элементы класса). Если в одном выражении присутствует несколько одинаковых операций, то они могут выполняться или слева направо или справа налево, это определяет такое свойство операций, которое называется ассоциативностью (порядок выполнения операции в выражении). Приоритеты и ассоциативность операций языка Си++ представлены в таблице 3, операции в таблице представлены в порядке убывания приоритета.
Таблица 3 – Приоритеты и ассоциативность операций языка Си++
Приоритет (Ранг)
Операции
Наименование
Ассоциативность
( ) [] -> . ::
Первичные
®
! ~ + - ++ -- & * (ти) sizeof new delete
Унарные
¬
.* ->*
Работа с указателями на элементы класса
®
* / %
Мультипликативные
®
+ -
Аддитивные
®
« »
Поразрядный сдвиг
®
< <= >= >
Отношение (сравнение)
®
== !=
Отношение (сравнение)
®
&
Поразрядное И
®
^
Поразрядное исключающее ИЛИ
®
|
Поразрядное ИЛИ
®
&&
Логическое И
®
||
Логическое ИЛИ
®
?:
Условная
¬
= *= /= %= += -= &= ^= |= <<= >>=
Простое и составное присваивание
¬
, (операция "запятая")
Последовательное вычисление
®
Для изменения порядка выполнения операций используются круглые скобки.
Примеры:
y = a + b * 10; // В первую очередь выполняется *, затем +, далее =
y = (a + b) * 10; // В первую очередь выполняется + (из- за скобок), затем *, далее =
a = b = c = 100; // Операции = выполняются справа налево,
// всем переменным будет присвоено значение 100
Рассмотрим, что будет, если в арифметической бинарной операции ( + - * /) присутствуют два операнда разных типов, в этом случае существуют правила, по которым можно определить тип результата выражения. Происходит следующее приведение типов по умолчанию, тип результата будет соответствующий:
- все операнды типа float преобразуются к типу double;
- если один из операндов имеет тип double (long double), то второй тоже приводится к double (long double);
- если один имеет тип unsigned long, то второй также преобразуется к unsigned long;
- если один имеет тип long, то второй также преобразуется к long;
- если один имеет тип unsigned int, то второй также преобразуется к unsigned int;
- если операнды целые меньшей размерности, чем тип int (unsigned int), то знаковые приводятся к типу int, беззнаковые к unsigned int;
- иначе оба операнда имеют тип int.
Рассмотрим пример, демонстрирующий особенности правил определения типа результата операции, подобная ситуация часто приводит к ошибкам в вычислении:
double x=3/2;
Значение переменной x будет равно 1.0 (а не 1.5, как кажется внешне), это связано с тем, что два операнда являются константами типа int, следовательно, результат операции имеет тип int, дробная часть при этом отбрасывается, далее целая 1 приводится к вещественному типу. Что устранить ошибку, связанную с потерей дробной части достаточно один из операндов сделать вещественным:
double x=3./2;
В заключение рассмотрим пример вычисления некоторого выражения.
Даны x, y (значения вводятся с клавиатуры). Вычислить a, если
В данном примере используются стандартные математические функции, заголовки которых находятся в подключенном заголовочном файле math.h. Заголовки некоторых полезных математических функций представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Некоторые математические функции
Функция
Прототип и краткое описание действий
abs
int abs(int i); Возвращает абсолютное значение целого аргумента i.
acos
double acos(double х); Функция арккосинуса. Значение аргумента должно находиться в диапазоне от-1 до +1.
asin
double asin(double x); Функция арксинуса. Значение аргумента должно находиться в диапазоне от -1 до +1.
atan
double atan(double x); Функция арктангенса.
cos
double cos(double x) ; Функция косинуса. Угол (аргумент) задается в радианах.
exp
double exp(double x) ; Вычисляет значение еx (экспоненциальная функция).
fabs
double fabs(double x) ; Возвращает абсолютное значение вещественного аргумента х двойной точности.
floor
double floor(double x) ; Находит наибольшее целое, не превышающее значения х. Возвращает его в форме double.
log
double log(double x); Возвращает значение натурального логарифма (ln x).
log10
double log10(double x) ; Возвращает значение десятичного логарифма (log10 x).
poly
double poly(double x, int n, double c[ ]); Вычисляет значение полинома: c[n]xn + c[n - 1]xn-1 + ... + c[l]x + c[0]
pow
double pow(double x, double y) ; Возвращает значение хy т.е. х в степени у.
pow10
double pow10(int p) ; Возвращает значение 10p.
sin
double sin(double x) ; Функция синуса- Угол (аргумент) задается в радианах.
sqrt
double sqrt(double x); Возвращает положительное значение квадратного корня Öx .
tan
double tan(double x); Функция тангенса. Угол (аргумент) задается в радианах.