Целью и результатом информационной технологии является целенаправленное изменение свойств информации, определяемое содержанием решаемой задачи или проблемы.
Информационное преобразование
Содержание Направление Объем
Содержание информационного преобразования измеряется конкретным набором изменяемых свойств информации. И с этой точки зрения выделяются следующие информационные преобразования:
1) Сбор информации (представляет собой процесс получения сведений из различных источников о состоянии тех явлений и объектов, свойства которых являются существенными для решения конкретных задач)
2) Накопление информации (процесс аккумулирования собранных сведений в каком-либо накопителе в том случае, когда нет возможности немедленного их использования)
3) Регистрация информации (процесс фиксирования собранных или иных сведений на том или ином материальном носителе)
4) Передача информации (процесс изменения пространственных координат сведений, т. е. их перемещение их одного места в другое).
5) Копирование информации (процесс дублирования сведений для одновременного их использования в нескольких местах)
6) Упорядочение информации (процесс размещения сведений в соответствии с определенными отношениями между ними)
7) Хранение информации (процесс изменения временных координат сведений, т.е. содержание в хранилище (архиве) с целью последующего использования; хранится только упорядоченная информация)
8) Поиск информации (процесс выборки сведений из хранимой информации по тому или иному запросу; запросы как правило учитывают упорядоченность хранимой информации)
9) Представление информации (процесс приведения сведений из формы получения (или передачи) или хранения (при поиске) в форму, удобную для последующего использования при решении конкретных задач)
10) Выдача информации (процесс передачи сведений в необходимой форме представления для решения конкретных задач)
11) Защита информации (процесс обеспечения сохранности сведений как таковых, а также процесс ограничения доступа к ним).
Средства и методы информационных технологий включают в себя:
1) Комплекс технических средств (совокупность инструментов, приспособлений, машин, механизмов и автоматических устройств, с помощью которых осуществляется собственно информационное преобразование)
2) Средства управления техническим комплексом (позволяют персоналу осуществлять целенаправленное использование технических средств для реализации информационного преобразования)
3) Организационное методическое обеспечение (указывает реализацию всех действий технических средств и персонала в единый монологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного преобразования, и включает в себя:
· нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению различных конкретных документов в рамках решения конкретной задачи;
· инструктивные и нормативные материалы по эксплуатации технических средств, в т.ч. по технике безопасности работы и по условиям поддержания нормальной работоспособности оборудования;
· инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы персонала в рамках конкретной информационной технологии.
Основные признаки деления информационных технологий:
1) По виду, задаче и процессам обработки информации
· I этап - 60-70 годы – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования, основным направлением развитием развития информационной технологии являлась автоматизация рутинных действий человека)
· II этап – c 80-годов - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
2) По проблемам, стоящим на пути информатизации общества
· I этап - до конца 60-х годов - характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
· II этап – до конца 70-х годов – связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
· III этап – с начала 80-х годов – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решения. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
· IV этап – с начала 90-х годов – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа – весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
1. выработка соглашений и установление стандартов протоколов для компьютерной связи.
2. организация доступа к стратегической информации
3. организация защиты и безопасности информации
3) По преимуществу, которое приносит компьютерная технология
· I этап – с 60-х годов – характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров.
· II этап – с середины 70-х годов – связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем, ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.
· III этап – с начала 90-х годов – связан с понятием анализа, стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.
На практическом занятии будет задание – составить презентацию с помощью программы Microsoft Office PowerPoint (и еще какой-то) с использованием компьютера и сети Интернет.