В широком смысле рейтинг можно рассматривать как качественный индикатор, который выражает общественную оценку той или иной личности, события или факта, товара или услуги. Из полученных таким образом рейтингов методом ранжирования могут при необходимости составляться упорядоченные ряды. Процедуры получения рейтингов различаются по количеству критериев или параметров, участвующих в этой оценке.
1.1. Однокритериальный способ.
Предполагает построение рейтинга по одному признаку. Этот критерий может быть определен получением ответа респондента на один из вопросов анкеты.
Величина рейтинга вычисляется по формуле:
, где А – абсолютное количество респондентов, ответивших на вопрос определенным значением и отнесенных к некоторому значению (объем ответивших, либо объем планируемой выборки). Это зависит от типа вопроса. Множественный либо единственный ответ.
Такой однокритериальный рейтинг дает определенное представление об отношении электората к тем или иным субъектам в органах власти, либо к выбору того или иного товара и т.д. Однако в силу быстроизменяющейся ситуации такой вид оценки считается достаточно ненадёжным.
1.2. Метод «ВЕСЫ»предусматривает учёт альтернативных признаков. В этом случае включают в анкеты два связанных друг с другом вопроса (один из вопросов предполагает положительный выбор, другой – отрицательный).
Пример: - за кого из кандидатов вы бы проголосовали?
- за кого из кандидатов вы бы не проголосовали?
, где
А – количество респондентов, выбравший данный субъект в первом вопросе.
- количество респондентов, выбравших данный субъект во втором вопросе.
1.3. Сложный рейтинговый замер.
Имеет большую степень надёжности и эффективности. Данный метод включает насколько критериев. Они определяются по средствам ответов на целый блок логически связанных вопросов.
Например, при исследовании предвыборной ситуации в такой блок могут входить следующие вопросы:
- степень узнаваемости политического лидера
- уровень авторитетности
- оценка конкретных действий в предвыборный период
- перспективность данного лидера
В результате группировок респондентов по различным социальным и демографическим признакам могут быть выделены группы жёстких сторонников, жёстких противников и колеблющихся.
1.4. Этот способ определение рейтинга характеризуется включением так называемой временной фазы вопроса анкеты. Для этого два взаимосвязанных вопроса разделяются на некоторые временные интервалы (методика «из прошлого в будущее»).
Пример: - За кого вы голосовали на прошлых выборах?
- Кому вы отдадите предпочтение сейчас?
Составленный рейтинг позволяет выделить четыре группы:
1. Стабильные сторонники (1+;2+)
2. Группа потери (1+;2-)
3. Группы приобретения (1-;2+)
4. Стабильные противники (1-;2-).
Рейтинговые замеры по единственному, либо альтернативному признаку используются во время предвыборной кампании для прогноза ориентировки депутата в предвыборной расстановки сил. Эти замеры, как правило, проводятся в режиме мониторинга.
Многокритериальные исследования и временные замеры позволяют провести более углублённое прогнозирование, осуществить анализ электоральной ситуации (группы сторонников и противников), определить методы оказания целенаправленного влияния на них.