Построение математической модели - выбор численного метода - разработка алгоритма - исполнение программы на компьютере, анализ решения.
Выбор вида модели зависит от цели исследования объекта.
Имитационным моделированием называют изучение физических явлений и процессов с помощью компьютерных моделей.
Компьютерный эксперимент состоит из последовательности этапов:
Этапы разработки моделей:
Построение описательной информационной модели.
Создание формализованной модели.
Преобразование формализованной модели в компьютерную.
Проведение компьютерного эксперимента.
Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.
1. Моделирование необходимо тогда, когда объект изучения и модель выступают как сложные системы элементов.
2. Модель не должна копировать объект. Важно упрощение и обобщение в модели за счет деталей.
3. Модель должна быть адекватна исследуемому объекту (исследователь должен проверить эту адекватность). Обычно вводится мера адекватности, т.е. указывается способ сравнения модели и объекта.
Адекватность модели — это соответствие модели объекту-оригиналу по тем свойствам, которые считаются существенными для исследования.
Адекватность информационной модели — это соответствие информационной модели объекту-оригиналу по тем свойствам, которые считаются существенными для исследования.
Понятие адекватности в какой-то мере является условным, так как полное соответствие модели реальному объекту не может быть достигнуто. Любая модель имеет отличия от оригинала. Модель утрачивает свой смысл как в случае полной адекватности оригиналу, когда она перестает быть моделью и становится точной копией моделируемого объекта, так и в случае недостаточной адекватности, чрезмерного отличия от оригинала, когда существенные для исследования свойства оказываются не отраженными в модели.
Адекватность информационной модели определяется несколькими способами, но, как правило, это строгие математические методы анализа на основе теории вероятности и математической статистики. Широко распространен метод численного эксперимента на компьютере, где также приходится применять математические методы как инструмент обобщения полученных результатов.
4. Практическая проверка и использование модели с целью проверки ее работоспособности.
5. Модель должна иметь общий характер, позволяющий применять ее для описания различных объектов (не всегда, существуют феноменологические модели).
6. Модель должна быть источником получения новых знаний и идей.