Сервисы Интернет - услуги, оказываемые пользователям Сети, можно разделить на две основных категории:
- отложенные - сервисы с наличием временного перерыва между запитому и получением информации;
- прямые - сервисы, которые характеризуются немедленным возвращением информации на запитый пользователя. Если от получателя информации нужна немедленная реакция, то такой сервис носить интерактивный характер.
Как основные сервисы Интернет выделяют:
- электронную почту (e-maіl) - сервис отложенного чтения (off-lіne), наиболее распространенный из сервисов Интернета. Пользователь посылает сообщение, и адресат получает его на свой компьютер через какой-либо час. Электронный лист составляется йз заголовков, которые содержат служебную информацию (об авторе листа, получателе, пути прохождения по сети и т.д.), и содержимого листа. Существует возможность подписи электронного листа и его шифрование. Скорость пересылки представляет в среднему несколько минут. При этом стоимость электронной почты минимальная и не зависит от расстояния; на которую посылает почта. Основными достоинствами электронной почты есть простота, дешевизна и универсальность;
- списки рассылки (maіl lіsts) - сервис, который не имеет собственного протокола и программ-клиента и работающий исключительно через электронную почту. Идея работы списка рассылки составляется в объединении под одним адресом электронной почты адреса многих людей - подписчиков списка рассылки. Когда лист посылает на эту адресе, сообщения получают все подписчики этого списка рассылки. В зависимости от числа подписчиков список рассылки обслуживается на сервере программами разной сложности, которые могут обеспечивать или не обеспечивать полную функциональность, а именно: автоматическую подписку клиентов и прием их отказа от подписки, проверку корректности электронных адрес, ведение архива сообщений, обработку почтовых ошибок, поддержку работы в режиме дайджеста (когда подписчик получает не каждое сообщение отдельным листом, а периодически все сообщения за какой-либо строк в одном письме), проверку сообщений администратором списка перед рассылкам и т.д;
- телеконференции Usenet - это второй по распространенности сервис Интернета, который относиться к отложенным сервисам. Если электронная почта передает сообщение по принципу "от одного-одному", то сетевые новости передают сообщение "от одного-многим". Каждый узел сети, которая получив новое сообщение, передает его всем узлам, с Ким он обменивается новостями. В обсуждении теми телеконференции может брать судьба большое количество людей, независимо от того, где смрада находятся физически. Новости разделены по иерархически организованным тематическим группам, и имя каждой группы состоит из имен подуровней. Существуют глобальные иерархии и иерархии локальные для какой-нибудь организации, страны или сети. Набор групп, которые получает локальный сервер Usenet, определяется администратором этого сервера и наличием этих групп на других серверах, с которыми обменивается новостями данный сервер;
- караул (ІRC, Іnternet Relay Chat) - система комнат для общения;
- программи голосовой связи;
- FTP (Fіle Transfer Protocol) - протокол передачи файлов. Але при рассмотрении FTP как сервиса Интернета имеется в виду не просто протокол, а именно сервис - доступ к файлам в файловых архивах. FTP - сервис прямого доступа, который требует полноценного подключения к Интернету. Несмотря на распространенность, FTP имеет важные недостатки, главный из которых - отсутствие простого и универсального средства поиска на серверах FTP;
- WWW (World Wіde Web).
- Гипертекстовая система GOPHER - это распределенная система экспорта структурированной информации. При работе по GOPHER пользователь находится в системе вложенных меню, из которому доступные файлы разных типов - как правило, простые тексты, Али это могут быть и графика, и звук, и любые другие виды файлов. Таким образом, в публичный доступ экспортируются файлы с информацией, Али не в виде файловой системы, как в FTP, а в виде аннотированной древовидной структуры. GOPHER является сервисом прямого доступа и требует, чтобы и сервер, и клиент были полноценно подключены к Интернету. Сегодня GOPHER практически не развивается, поскольку морально устарел.
Анализ сервисов Интернета показывает, что их основные функции - размещение, представление, поиск и передача информации, т.е. в целом смраде выполняют функции коммуникации. Особенностью есть те, что коммуникации возможные как с пользователями Интернета (межличностное взаимодействие), так и йз представленной информацией, т.е. непосредственно йз самой средой Интернета (машинное взаимодействие).