Счетчики с коэффициентами пересчета, отличающимися от двоичных и десятичных, могут быть также построены путем введения дополнительных связей в двоичные счетчики.
Однако существуют и общие методы построения счетчиков с любым заданным Ксч. Один из этих методов заключается в немедленном сбросе в "0" счетчика, установившегося в комбинацию, соответствующую числу Ксч . Если, например, нам нужно построить счетчик на 5, то, сбрасывая двоичный трехразрядный счетчик на "0" каждый раз, когда он будет принимать состояние 101,мы обеспечим возврат счетчика в исходное состояние после каждых пяти входных импульсов.
Подобный прием удобно применять при использовании счетчиков, имеющих элементы " И "на входах установки в "0" (К155ИЕ 5 и К155ИЕ 2) и в "9" (К155ИЕ 2). В качестве примера на рис.4.14 показаны соединения для получения Ксч = 10 для счетчика К155ИЕ 5 и Ксч= 7 для счетчика KI55ИЕ 2. В последнем случае из десяти состояний исключается три состояния (0110, 0111 и 1000).
При использовании синхронных счетчиков К155ИЕ б и К155ИЕ 7 для построения счетчиков с различными Ксч может использоваться метод начальной установки. Этот метод заключается в том, что счет каждый раз начинается не с нуля, как обычно, а с некоторого числа. Оно и определяет Ксч .
Рис. 4.14 а) Ксч = 10 б) Ксч = 7
События должны быть представлены импульсами с соответствующими логическими уровнями. Максимальное число событий должно быть не более Ксч -1, иначе произойдет переполнение счетчика.
Любой счетчик с модулем Ксч может быть использован как делитель частоты входных сигналов с коэффициентом деления Ксч .
Если частота и период импульсов на входе счетчика Fвх и Tвх, то частота импульсов на выходе старшего триггера Fвых = Fвх / Kсч , а их период Tвых = Kсч . Tвх.
В качестве СК используется двоичный счетчик, разрядность которого равна разрядности шины адреса (ША), т.к. выходы его триггеров это линии адреса соответствующего разряда. СК должен иметь возможность не только последовательного счета, но и любого изменения текущего состояния для реализации условных и безусловных переходов в исполняемой программе.