• работающий процесс подаёт системный вызов на создание процесса.
• запрос пользователя на создание процесса.
В Unix системах каждому процессу присваивается идентификатор процесса (PID)
Завершение процессов exit
• Плановое завершение
• плановый выход по известной ошибке (отсутствие файла)
• выход по неизвестной ошибке (ошибка в программе)
• уничтожение другим процессом
В UNIX системах заложена жесткая иерархия процессов. Каждый новый процесс созданный системным вызовом fork, является дочерним к предыдущему процессу. Дочернему процессу достаются от родительского переменные, регистры и т.п.
После вызова fork, как только родительские данные скопированы, последующие изменения в одном из процессов не влияют на другой, но процессы помнят о том, кто является родительским.
В таком случае в UNIX существует и прародитель всех процессов - процесс init.
Дерево процессов для систем UNIX
В Windows не существует понятия иерархии процессов. Хотя можно задать специальный маркер родительскому процессу, позволяющий контролировать дочерний процесс.
Состояние процессов
• Выполнение (занимает процессор)
• Готовность (процесс временно приостановлен, чтобы позволить выполняться другому процессу)
• Ожидание (процесс не может быть запущен по своим внутренним причинам, например, ожидая операции ввода/вывода)
Возможные переходы между состояниями.
1. Процесс блокируется, ожидая входных данных
2. Планировщик выбирает другой процесс
3. Планировщик выбирает этот процесс
4. Поступили входные данные
Переходы 2 и 3 вызываются планировщиком процессов операционной системы, так что сами процессы даже не знают о этих переходах.
С точки зрения самих процессов есть два состояния выполнения и ожидания.
На серверах для ускорения ответа на запрос клиента, часто загружают несколько процессов в режим ожидания, и как только сервер получит запрос, процесс переходит из "ожидания" в "выполнение". Этот переход выполняется намного быстрее, чем запуск нового процесса.
Концепция процесса преследует цель выработать механизмы распределения и управления ресурсами.
Ресурсом называется всякий объект, который может распределяться внутри системы. Ресурсы могут быть разделяемыми, когда несколько процессов используют их одновременно (в один и тот же момент времени) или параллельно (попеременно в течение некоторого интервала времени), а могут быть и неделимым.