Бинарные файлы хранят информацию в том виде, в каком она представлена в памяти компьютера, и потому неудобны для человека. Заглянув в такой файл, невозможно понять, что в нем записано; его нельзя создавать или исправлять вручную - в каком-нибудь текстовом редакторе - и т.п. Однако все эти неудобства компенсируются скоростью работы с данными.
Кроме того, текстовые файлы относятся к структурам последовательного доступа, а бинарные - прямого. Это означает, что в любой момент времени можно обратиться к любому, а не только к текущему элементу бинарного файла.
Переменные структурированных типов данных (кроме строкового) невозможно считать из текстового файла. Например, если нужно ввести из текстового файла данные для наполнения записи toy информацией об имеющихся в продаже игрушках (название товара, цена товара и возрастной диапазон, для которого игрушка предназначена):
type toy = record name: string[20];
price: real;
age: set of 0..18; {в файле задано границами}
end;
то придется написать следующий код:
var f: text;
c: char;
i,j,min,max: integer;
a: array[1..100] of toy;
begin
assign(f,input);
reset(f);
for i:=1 to 100 do
if not eof(f)
then with a[i] do
begin readln(f,name,price,min,max);
age:=[];
for j:= min to max do age:=age+[j];
end;
close(f);
...
end.
Как видим, такое поэлементное считывание весьма неудобно и трудоемко.
Выход из этой ситуации предлагают типизированные файлы - их элементы могут относиться к любому базовому или структурированному типу данных. Единственное ограничение: все элементы должны быть одного и того же типа. Это кажущееся неудобство является непременным условием для организации прямого доступа к элементам бинарного файла: как и в случае массивов, если точно известна длина каждого компонента структуры, то адрес любого компонента может быть вычислен по очень простой формуле:
В разделе var файловые переменные, предназначенные для работы с типизированными файлами, описываются следующим образом:
var <файловая_перем>: file of <тип_элементов_файла>;
Никакая файловая переменная не может быть задана константой.
С этого момента и до конца раздела под словом "файл" мы будем подразумевать "бинарный типизированный файл" (разумеется, если специально не оговорено иное).
Команда assign(f,'<имя_файла>'); служит для установления связи между файловой переменной f и именем того файла, за работу с которым эта переменная будет отвечать.
Строка '<имя_файла>' может содержать полный путь к файлу. Если путь не указан, файл считается расположенным в той же директории, что и исполняемый модуль программы.