русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ОПИСАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2091; Нарушение авторских прав


Var

End;

Begin

Var

Var

Procedure S;

Procedure В;

Procedure A;

Begin

Procedure Bl;

Procedure B;

Begin

Begin

Procedure A; Procedure Al;

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИМЕН

Вызов подпрограммыосуществляется простым упоминанием имени процедуры в операторе вызова процедуры или имени функции в выражении. Любое имя в программе должно быть обязательно описано перед тем, как оно появится среди исполняемых операторов. Не делается исключения и в отношении подпрограмм: каждую свою процедуру и функцию программисту необходимо описать в разделе описаний.

Описать подпрограмму- значит указать ее заголовок и тело. В заголовке объявляются имя подпрограммы и формальные параметры, если они есть. Для функции, кроме того, указывается тип возвращаемого ею результата. За заголовком следует тело подпрограммы, которое подобно программе состоит из раздела описаний и раздела исполняемых операторов. В разделе описаний подпрограммы могут встретиться описания подпрограмм низшего уровня, а в них - описания других подпрограмм и т. д.


Такую иерархию описаний можно изобразить в виде структурной схемы

end {A1};

Procedure A2;

end {A2};

begin {A}

end {A};

end {Bl};

, Procedure B2;

Procedure B21;

И Т. Д.

Подпрограмма любого уровня имеет обычно множество имен констант, переменных, типов и вложенных в нее подпрограмм низшего уровня.

Считается, что все имена, описанные внутри подпрограммы, локализуются в ней, т. е. они как бы “невидимы” снаружи подпрограммы.

Таким образом, со стороны операторов; использующих обращение к подпрограмме, она трактуется как “черный ящик”, в котором реализуется тот или иной алгоритм. Все детали этой реализации скрыты от глаз пользователя подпрограммы и потому недоступны ему. Например, в рассмотренном выше примере из основной программы можно обратиться к процедурам а и в, но нельзя вызвать ни одну из вложенных в них процедур a1,



А2, В1

И Т. Д.

Сказанное относится не только к именам самих подпрограмм, но и вообще к любым объявленным в них именам - типам, константам, переменным и меткам. Все имена в пределах подпрограммы, в которой они объявлены, должны быть уникальными и не могут совпадать с именем самой подпрограммы.

При входе в подпрограмму низшего уровня становятся доступными не только объявленные в ней имена, но и сохраняется доступ ко всем именам верхнего уровня. Образно говоря, любая подпрограмма как бы окружена полупрозрачными стенками: снаружи подпрограммы мы не видим ее внутренности, но, попав в подпрограмму, можем наблюдать все, что делается снаружи. Так, например, из подпрограммы В21 мы можем вызвать подпрограмму а, использовать имена, объявленные в основной программе, в подпрограммах в и в2, и даже обратиться к ним. Любая подпрограмма может, наконец, вызвать саму себя - такой способ вызова называется рекурсией.

Пусть имеем такое описание:

var V1 : ... ;

var V2 : ...;

end {A};

var V3 : . . . ;

Procedure B1;

var V4 : . . . ;

Procedure В 11;

var V5;

Из процедуры B11 доступны все пять переменных v1,...,v5, из процедуры в1 доступны переменные v1,...,v4, из центральной программы-только v1.

При взаимодействии подпрограмм одного уровня иерархии вступает в силу основное правило Object Pascal: любая подпрограмма перед ее использованием должна быть описана. Поэтому из подпрограммы в можно вызвать подпрограмму а, но из а вызвать в невозможно (точнее, такая возможность появляется только с использованием опережающего описания, см. п. 8.5.) Продолжая образное сравнение, подпрограмму можно уподобить ящику с непрозрачными стенками и дном и полупрозрачной крышей: из подпрограммы можно смотреть только “вверх” и нельзя “вниз”, т. е. подпрограмме доступны только те объекты верхнего уровня, которые описаны до описания данной подпрограммы. Эти объекты называются глобальными по отношению к подпрограмме.

В Object Pascal допускается произвольная последовательность описания констант, переменных, типов, меток и подпрограмм. Например, раздел var описания переменных может появляться в пределах раздела описаний одной и той же подпрограммы много раз и перемежаться с объявлениями других объектов и подпрограмм. Для Object Pascal совершенно безразличен порядок следования и количество разделов var, type, const и label, но при определении области действия этих описаний следует помнить, что имена, описанные ниже по тексту программы, недоступны из ранее описанных подпрограмм, например:

var V1 : ; . . ;

var V2 : . . . ;

end {S};

var V3 : . . . ;

Из процедуры s можно обратиться к переменным v1 и v2, но нельзя использовать V3, так как описание этой переменной следует в программе за описанием процедуры s.

Локализованные в подпрограмме имена могут совпадать с ранее объявленными глобальными именами. В этом случае считается, что локальное имя “закрывает” глобальное и делает его недоступным, например:

i : Integer;

Procedure P;

i : Integer;

IbOutput.Caption := IntToStr(i);

end {P};

begin

i := 1;

P

Что выведет эта программа на экран? Все что угодно: значение внутренней переменной i при входе в процедуру p не определено, хотя одноименная глобальная переменная имеет значение 1. Локальная переменная “закроет” глобальную, и на экран будет выведено произвольное значение, содержащееся в неинициированной внутренней переменной.

Если убрать описание

i : integer;

из процедуры p, то на экран будет выведено значение глобальной переменной i,t. е. 1.

Таким образом, одноименные глобальные и локальные переменные - это разные переменные. Любое обращение к таким переменным в теле подпрограммы трактуется как обращение к локальным переменным, т. е. глобальные переменные в этом случае попросту недоступны.

Описание подпрограммы состоит из заголовка и тела подпрограммы.

8.2.1. Заголовок и стандартные директивы

Заголовок процедуры имеет вид:

PROCEDURE <имя> [(<сп.ф.п.>)] ;

Заголовок функции:

FUNCTION <имя> [(<сп.ф.п.>)] : <тип>;

Здесь <имя> - имя подпрограммы (правильный идентификатор);

<сп.ф.п.> - список формальных параметров; <тип> - тип возвращаемого функцией результата.

Сразу за заголовком подпрограммы может следовать одна из стандартных директив assembler, external, far, forward, inline, interrupt, near. Эти директивы уточняют действия компилятора и распространяются на всю подпрограмму и только на нее, т. е., если за подпрограммой следует другая подпрограмма, стандартная директива, указанная за заголовком первой, не распространяется на вторую.

assembler - эта директива отменяет стандартную последовательность машинных инструкций, вырабатываемых при входе в процедуру и перед выходом из нее. Тело подпрограммы в этом случае должно реализоваться с помощью команд встроенного Ассемблера.

external - с помощью этой директивы объявляется внешняя подпрограмма.

far - компилятор должен создавать код подпрограммы, рассчитанный на дальнюю модель вызова. Директива near заставит компилятор создать код, рассчитанный на ближнюю модель памяти. Введены для совместимости с Delphi 1, которая использовала сегментную модель памяти.

forward - используется при опережающем описании (см. п. 8.6) для сообщения компилятору, что описание подпрограммы следует где-то дальше по тексту программы (но в пределах текущего прораммного модуля).

inline - указывает на то, что тело подпрограммы реализуется с помощью встроенных машинных инструкций.

interrupt - используется при создании процедур обработки прерываний.

Помимо описанных в Object Pascal можно использовать также стандартные директивы, регламентирующие способ передачи параметров через стек и использование регистров для их передачи - такие директивы используются при работе с ядром Windows. Они перечислены в приводимой ниже таблице. Графа порядок определяет порядок размещения параметров в стеке: слева направо означает размещение в стеке по порядку описания - сначала первый параметр, затем второй и т. д.; справа налево означает размещение с конца перечисления параметров - сначала последний, затем предпоследний и т. д. Графа Очистка определяет, кто будет очищать стек: подпрограмма перед передачей управления в вызывающую программу или программа после получения управления. Графа регистры содержит да, если для передачи параметров помимо стека используются также регистры центрального процессора.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комментарий к программе | ПАРАМЕТРЫ-МАССИВЫ И ПАРАМЕТРЫ-СТРОКИ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.136 сек.