Вызов подпрограммыосуществляется простым упоминанием имени процедуры в операторе вызова процедуры или имени функции в выражении. Любое имя в программе должно быть обязательно описано перед тем, как оно появится среди исполняемых операторов. Не делается исключения и в отношении подпрограмм: каждую свою процедуру и функцию программисту необходимо описать в разделе описаний.
Описать подпрограмму- значит указать ее заголовок и тело. В заголовке объявляются имя подпрограммы и формальные параметры, если они есть. Для функции, кроме того, указывается тип возвращаемого ею результата. За заголовком следует тело подпрограммы, которое подобно программе состоит из раздела описаний и раздела исполняемых операторов. В разделе описаний подпрограммы могут встретиться описания подпрограмм низшего уровня, а в них - описания других подпрограмм и т. д.
Такую иерархию описаний можно изобразить в виде структурной схемы
end{A1};
Procedure A2;
end{A2};
begin{A}
end{A};
end{Bl};
, Procedure B2;
Procedure B21;
И Т. Д.
Подпрограмма любого уровня имеет обычно множество имен констант, переменных, типов и вложенных в нее подпрограмм низшего уровня.
Считается, что все имена, описанные внутри подпрограммы, локализуются в ней, т. е. они как бы “невидимы” снаружи подпрограммы.
Таким образом, со стороны операторов; использующих обращение к подпрограмме, она трактуется как “черный ящик”, в котором реализуется тот или иной алгоритм. Все детали этой реализации скрыты от глаз пользователя подпрограммы и потому недоступны ему. Например, в рассмотренном выше примере из основной программы можно обратиться к процедурам а и в, но нельзя вызвать ни одну из вложенных в них процедур a1,
А2, В1
И Т. Д.
Сказанное относится не только к именам самих подпрограмм, но и вообще к любым объявленным в них именам - типам, константам, переменным и меткам. Все имена в пределах подпрограммы, в которой они объявлены, должны быть уникальными и не могут совпадать с именем самой подпрограммы.
При входе в подпрограмму низшего уровня становятся доступными не только объявленные в ней имена, но и сохраняется доступ ко всем именам верхнего уровня. Образно говоря, любая подпрограмма как бы окружена полупрозрачными стенками: снаружи подпрограммы мы не видим ее внутренности, но, попав в подпрограмму, можем наблюдать все, что делается снаружи. Так, например, из подпрограммы В21 мы можем вызвать подпрограмму а, использовать имена, объявленные в основной программе, в подпрограммах в и в2, и даже обратиться к ним. Любая подпрограмма может, наконец, вызвать саму себя - такой способ вызова называется рекурсией.
Пусть имеем такое описание:
var V1 : ... ;
var V2 : ...;
end{A};
var V3 : . . . ;
Procedure B1;
var V4 : . . . ;
Procedure В 11;
var V5;
Из процедуры B11 доступны все пять переменных v1,...,v5, из процедуры в1 доступны переменные v1,...,v4, из центральной программы-только v1.
При взаимодействии подпрограмм одного уровня иерархии вступает в силу основное правило Object Pascal: любая подпрограмма перед ее использованием должна быть описана. Поэтому из подпрограммы в можно вызвать подпрограмму а, но из а вызвать в невозможно (точнее, такая возможность появляется только с использованием опережающего описания, см. п. 8.5.) Продолжая образное сравнение, подпрограмму можно уподобить ящику с непрозрачными стенками и дном и полупрозрачной крышей: из подпрограммы можно смотреть только “вверх” и нельзя “вниз”, т. е. подпрограмме доступны только те объекты верхнего уровня, которые описаны до описания данной подпрограммы. Эти объекты называются глобальными по отношению к подпрограмме.
В Object Pascal допускается произвольная последовательность описания констант, переменных, типов, меток и подпрограмм. Например, раздел var описания переменных может появляться в пределах раздела описаний одной и той же подпрограммы много раз и перемежаться с объявлениями других объектов и подпрограмм. Для Object Pascal совершенно безразличен порядок следования и количество разделов var, type, const и label, но при определении области действия этих описаний следует помнить, что имена, описанные ниже по тексту программы, недоступны из ранее описанных подпрограмм, например:
var V1 : ; . . ;
var V2 : . . . ;
end{S};
var V3 : . . . ;
Из процедуры s можно обратиться к переменным v1 и v2, но нельзя использовать V3, так как описание этой переменной следует в программе за описанием процедуры s.
Локализованные в подпрограмме имена могут совпадать с ранее объявленными глобальными именами. В этом случае считается, что локальное имя “закрывает” глобальное и делает его недоступным, например:
i : Integer;
Procedure P;
i : Integer;
IbOutput.Caption := IntToStr(i);
end{P};
begin
i := 1;
P
Что выведет эта программа на экран? Все что угодно: значение внутренней переменной i при входе в процедуру p не определено, хотя одноименная глобальная переменная имеет значение 1. Локальная переменная “закроет” глобальную, и на экран будет выведено произвольное значение, содержащееся в неинициированной внутренней переменной.
Если убрать описание
i : integer;
из процедуры p, то на экран будет выведено значение глобальной переменной i,t. е. 1.
Таким образом, одноименные глобальные и локальные переменные - это разные переменные. Любое обращение к таким переменным в теле подпрограммы трактуется как обращение к локальным переменным, т. е. глобальные переменные в этом случае попросту недоступны.
Описание подпрограммы состоит из заголовка и тела подпрограммы.
8.2.1. Заголовок и стандартные директивы
Заголовок процедуры имеет вид:
PROCEDURE <имя> [(<сп.ф.п.>)] ;
Заголовок функции:
FUNCTION <имя> [(<сп.ф.п.>)] : <тип>;
Здесь <имя> - имя подпрограммы (правильный идентификатор);
<сп.ф.п.> - список формальных параметров; <тип> - тип возвращаемого функцией результата.
Сразу за заголовком подпрограммы может следовать одна из стандартных директив assembler, external, far, forward, inline, interrupt, near. Эти директивы уточняют действия компилятора и распространяются на всю подпрограмму и только на нее, т. е., если за подпрограммой следует другая подпрограмма, стандартная директива, указанная за заголовком первой, не распространяется на вторую.
assembler - эта директива отменяет стандартную последовательность машинных инструкций, вырабатываемых при входе в процедуру и перед выходом из нее. Тело подпрограммы в этом случае должно реализоваться с помощью команд встроенного Ассемблера.
external - с помощью этой директивы объявляется внешняя подпрограмма.
far - компилятор должен создавать код подпрограммы, рассчитанный на дальнюю модель вызова. Директива near заставит компилятор создать код, рассчитанный на ближнюю модель памяти. Введены для совместимости с Delphi 1, которая использовала сегментную модель памяти.
forward - используется при опережающем описании (см. п. 8.6) для сообщения компилятору, что описание подпрограммы следует где-то дальше по тексту программы (но в пределах текущего прораммного модуля).
inline - указывает на то, что тело подпрограммы реализуется с помощью встроенных машинных инструкций.
interrupt - используется при создании процедур обработки прерываний.
Помимо описанных в Object Pascal можно использовать также стандартные директивы, регламентирующие способ передачи параметров через стек и использование регистров для их передачи - такие директивы используются при работе с ядром Windows. Они перечислены в приводимой ниже таблице. Графа порядок определяет порядок размещения параметров в стеке: слева направо означает размещение в стеке по порядку описания - сначала первый параметр, затем второй и т. д.; справа налево означает размещение с конца перечисления параметров - сначала последний, затем предпоследний и т. д. Графа Очистка определяет, кто будет очищать стек: подпрограмма перед передачей управления в вызывающую программу или программа после получения управления. Графа регистры содержит да, если для передачи параметров помимо стека используются также регистры центрального процессора.