Псевдокод представляет собой специальную систему обозначений и правил, служащих для записи алгоритмов.
Он занимает промежуточное место между естественным и формальным языками.
С одной стороны, псевдокод близок к обычному естественному языку, поэтому алгоритмы могут на нем записываться и читаться как обычный текст. С другой стороны, в псевдокоде используются формальные конструкции и математическая символика, что приближает запись алгоритма к формализованной математической записи.
В псевдокоде нет строгих синтаксических правил для записи команд, присущих формальным языкам, что облегчает запись алгоритма. Однако в псевдокоде имеются конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от записи на псевдокоде к записи алгоритма на формальном языке. Возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором служебных слов и основных (базовых) конструкций.
Алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, представляет собой программу, содержащую операторы и другие конструкции языка. Такой алгоритм является наиболее формализованным и, поэтому, сложен для понимания, т.к. нужно знать язык программирования.
Алгоритмы можно представлять как некоторые структуры, состоящие из отдельных базовых (т.е. основных) элементов.
Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех основных (базовых) структур: следование, ветвление и цикл.
1. Базовая структура – следование образуется из последовательности действий, следующих одно за другим, например:
Этот алгоритм описывает следующие 3 действия:
1) Вводим значение для А.
2) Вычисляем результат по формуле S: = SQR (A)*sin(PI/3)/2;
3) Выводим результат S на печать.
2. Базовая структура - ветвление. Обеспечивает ветвление, т.е. в зависимости от результата проверки условия (да или нет) выбор одного из двух или более альтернативных путей выполнения алгоритма. Каждый из путей должен вести к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран.
Структура ветвление существует в четырех основных вариантах:
· если - то;
· если - то - иначе;
· выбор;
· выбор - иначе.
Примеры команды если:
Язык псевдокода
Язык блок-схем
если x > 0 то y := sin(x) Все
если b > a то a := a+1; b := 2b;иначеa := 2*a; Все