Изменение ценности активов (отдельные нематериальные активы, например, интеллектуальная собственность, могут быть проданы без необходимости при этом вкладывать крупные инвестиции в материальные активы), возрастающие поступления на масштабы бизнеса и дешевые глобальные сетевые технологии привели к появлению новых бизнес-моделей. Они стали возможными в результате изменения комбинации указанных активов и их использования. Например, сегодня в Интернете много новых типов бизнеса: поисковые устройства, порталы, вертикальные порталы и глобальные аукционы.
Для существующих компаний появление таких новых бизнес-моделей имеет несколько последствий. Во-первых, если компания производит продукцию, чувствительную с точки зрения времени (например, места в самолете, гостиничные номера, услуги междугородной и международной телефонной связи, телевизионная реклама), скорее всего, число аукционов прямого или обратного типа (типа Priceline) будет увеличиваться. Это можно рассматривать и как метод использования незадействованной (или излишней) мощности, позволяющий получить доходы, хотя бы немного превышающие маржинальные издержки, которые также можно рассматривать как добавку к существующим доходам. Однако при этом, чтобы избежать «каннибализации» уже существующих потоков, компании в подобных ситуациях сталкиваются с необходимостью создавать новые схемы сегментирования или устанавливать различные предложения по ценности. Для большинства компаний с крупными базами потребителей такой опыт связан с потенциально высоким риском, так как покупатели могут резко изменить типы потребления и воспользоваться предлагаемыми им более низкими ценами.
Кроме того, существующие компании, в отличии от конкурентов-новичков, должны решить, следует ли им координировать свои новые направления с прежними видами бизнеса или подходить к ним как к совершенно отдельным структурам. Сторонниками первого варианта можно назвать Citibank и Wells Fargo. Они тесно координируют свои интернетовские и традиционные услуги, тогда как ВапсОпе выделил интернетовский канал предоставления банковских услуг в отдельный вид бизнеса — WingSpan. Пока непонятно, какая стратегия окажется более успешной, хотя наличие здесь дилеммы очевидно. Если компания делает интернетовскую структуру встроенной в прежнюю, не будет ли она подавляться существующими видами бизнеса? Аналогично, если компания выделяет свой интернетовский вид деятельности в отдельное направление, в этом случае она сталкивается по крайней мере с двумя основными проблемами: 1) каким образом она может воспользоваться уже имеющимися у нее заказчиками в своем прежнем бизнесе и прежней базой навыков и умений? и 2) может ли она действовать как новичок и выйти на ту же скорость, характерную для ее конкурентов, действующих на основе возможностей Интернета? Решение этих двух задач станет одной из самых сложных проблем, с которыми столкнутся руководители компаний в начале XXI в.