Все указанные и им подобные изменения в нашем мышлении, относящиеся к стратегии, сильно влияют на наше фундаментальное понимание сущности конкуренции, стратегий и процесса планирования. В этом параграфе мы сфокусируемся на шести основных последствиях этого рода:
1) новых определениях отраслевой структуры;
2) переходу рыночной силы к потребителям;
3) глобализации мгновенного типа;
4) новых бизнес-моделей;
5) сущности процесса планирования;
6) изменений в политике вознаграждения из-за возникновения новой среды.
Стратегическое планирование уходит своими корнями в экономику промышленной организации и в модель «структура —поведение—показатели функционирования»*. Эмпирические исследования показывают: влияние отрасли может выражаться в разбросе аналогичных финансовых показателей в пределах от 17 до 21%**. Однако это говорит и о том, что большая часть колебаний финансовых показателей не объясняется отраслевыми факторами.
Исследование позволило предположить, что определение границ отрасли в показателях исходных составляющих (ресурсов), а не продукции (выхода) может привести к потенциально другому анализу отрасли, анализу с другими, пересмотренными границами отраслей. В частности, подходящим ресурсом, определяющим установление многих новых границ между отраслями, может стать информация.
Если рассматривать информацию как важный ресурс компании, то нельзя не принять во внимание, что недавние разработки в области информационных технологий вызвали резкое повышение объема этого ресурса и большую легкость, с которой им можно управлять. Ранее (в соответствии с традиционным экономическим мышлением) информация рассматривалась как издержки: либо как вид деятельности, предназначенный для поддержки операций, либо как необходимые учет и документирование для поддержки бизнеса. Однако интернетовские технологии обеспечивают фундаментальное изменение в возможностях получать информацию, манипулировать ею, хранить и передавать. Информационные обмены через Интернет и интранеты в настоящее время можно рассматривать как источник создания ценности, а не как издержки. Например, компьютеризированная система резервирования билетов авиакомпании SABRE не только помогает в продажах билетов на самолеты, но и создает совершенно новый источник ценности, поскольку позволяет авиакомпаниям управлять динамичным ценообразованием для мест в самолетах на основе текущих и прошлых факторов заполняемости самолетов (МсКеппеу, 1995). Такая информация революционизировала авиационную отрасль и ввела новый параметр функционирования — поступления на одно посадочное место. В данном случае ценность извлекается из способности системы получать и анализировать информацию, исчезающую при наступлении события.
Информационные технологии помогают выделять информацию из транзакции, непосредственно порождающей эту информацию. Как следствие этого, отраслевые границы перераспределяются каждый раз, когда новая компания получает доступ к данным, генерируемым любой структурой в отрасли*. Возрастание важности информации в сочетании с совершенствованием информационных технологий, позволяющих лучше пользоваться этой информацией, вызвали фундаментальные изменения в нашем понимании и концептуализации конкретного ландшафта, на котором действуют многие структуры бизнеса.