Композиция отражает закономерности в организационной структуре элементов полосы, связь между этими элементами и всей полосой в целом. Композиция отражает сложность иерархии материалов. Она призвана сгладить противоречие между материалами, если оно присутствует (гармонизировать их).
Работа над композицией — творческий процесс, базирующийся на точном инженерном расчете и интуиции дизайнера. Инженерный расчет состоит в том, чтобы весь материал распределить на ограниченном количестве полос. Интуиция дизайнера — отдельные материалы и полоса в целом должны смотреться гармонично, производить хорошее эстетическое впечатление.
На сегодняшний день нет единого подхода с точки зрения классификации композиции газетных полос.
Рассмотрим классификацию газетных полос, состоящую из 4 стилей:
1. Верстка постоянная по вертикали и горизонтали. В рамках этого стиля материалы (заметки, статьи) заверстываются на колонки строго одинаковой длины и одного и того же формата (ширины). По форме материалы имеют прямоугольный вид, поэтому в газетной практике верстка так и называется — прямоугольная.
Исторически прямоугольная верстка была первой. В технологическом плане заверстывать материалы в виде прямоугольников несложно. С эстетической точки зрения полоса выглядит однообразно и скучно.
2. Верстка переменная по вертикали постоянная по горизонтали. Все колонки одинаковой ширины, но имеют разную высоту. При такой верстке ломается либо нижняя, либо верхняя граница материала. Такая верстка называется ломаная. Она была шагом вперед по сравнению с прямоугольной. Практически мгновенно возникла мода на ломаную верстку.
3. Верстка переменная по вертикали и горизонтали. Допускает колонки неодинаковой высоты, ломает подвал.
4. Верстка постоянная по вертикали, переменная по горизонтали. Требует колонок одинаковой высоты, но набора материалов на разные форматы (брусковая). Основные черты: бруски, горизонтально расположенные материалы, неполные подвалы и чердаки, отсутствие сквозных «стояков», рассекающих полосу на две части, ликвидация оборок, врезка рубрик в верхнюю линейку, несоприкасающиеся заголовки. Популярность: каждый материал только выигрывает, если рядом стоит текст, набранный на другой формат.
Газетные материалы чаще размещаются так, чтобы каждая полоса была завершенной, интересной и содержательной, кроме того, привлекательной по композиции и другим деталям оформления.
При распространении оригиналов по полосам в создании тематической структуры номера следует учитывать, то сами полосы рассматриваются читателем в определенном порядке: больше половины читателей начинают просматривать номер с 1 полосы, затем переходят на 4-ю, разворот начинают читать с 3-ей, а потом заканчивают 2-й полосой.
Нельзя забывать о том, что первая полоса — визитная карточка всего номера, поэтому не стоит пренебрегать ее оформлением. Начинать номер следует с серьезных материалов, требующих определенного раздумья, анализа. Это могут быть материалы, сообщающие о каких-либо решениях, постановлениях, играющих важную роль в общественной жизни (макроинформация).
Обилие официальных материалов представляет серьезные затруднения для дизайнера-оформителя. Отчеты и т.п. материалы «сушат» первую полосу. Практикуется форма анонсирования с последующей публикацией текста на внутренних полосах номера.
Материалы не серьезную тему, какую-нибудь экономическую тему не следует выносить на 4 полосу. Эта полоса призвана не дать угаснуть интересу читателя к газете, информации. Это место разнообразной познавательной информации, место для рекламы, объявлений. Могут быть помещены программа радио, ТВ.