Классификация моделей. Материальные и информационные модели
If Found then
Else
Down := Mid - 1
If v < Arr [Mid] then
Else
Found := True
If Arr [Mid] = v then
Repeat
Begin
Var
Up, Down, Mid : Integer;
Found : Boolean;
Up := 0; Down := n;
Found := False; Result := -1;
Mid := Trunc ((Down - Up) / 2) + Up;
Up := Mid + 1;
until (Up > Down) or Found;
Result := Mid;
end;
Двоичный поиск - очень мощный метод. Если, например, длина массива равна 1023, после первого сравнения область сужается до 511 элементов, а после второй - до 255. Легко посчитать, что для поиска в массиве из 1023 элементов достаточно 10 сравнений.
Классификацию моделей можно проводить в соответствии с различными их признаками.
1.По области использования:
• учебные — наглядные пособия, обучающие программы, различные тренажеры;
• опытные — модель корабля (испытывается в бассейне для определения устойчивости судна при качке);
• игровые — военные, экономические, спортивные, деловые и другие игры;
• имитационные — эксперимент или многократно повторяется для изучения и оценки влияния каких-либо действий на реальную обстановку, или проводится одновременно со многими объектами, похожими, но поставленными в разные условия.
Модели
2.По учету фактора времени:
• статические — дают «одномоментный срез» текущего состояния объекта. Пример. Школьник пришел в стоматологическую поликлинику для осмотра полости рта. Врач провел осмотр и сделал записи в медицинской карте. Эти записи, дающие картину состояния ротовой полости на данный момент времени (число молочных, постоянных, пломбированных, удаленных зубов), и будут являться статической моделью;
• динамические — позволяют увидеть изменения объекта во времени.
Пример: та же самая медицинская карта школьника, которая отражает изменения, происходящие с его зубами за определенный промежуток времени.
Модели
Статические Динамические
З. По способу представления объекта:
• материальные;
• информационные.
Названия этих групп показывают, из чего сделаны модели.
Материальные (предметные, физические) модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Детские игрушки. По ним ребенок получает первое впечатление об окружающем мире. Двухлетний ребенок играет с плюшевым медвежонком, а когда спустя годы видит в зоопарке настоящего медведя, без труда узнает его.
Школьные пособия, физические и химические опыты. В них моделируются процессы, например реакция между водородом и кислородом. Такой опыт сопровождается оглушительным хлопком. Модель подтверждает утверждение о возникновении «гремучей смеси» из безобидных и широко распространенных в природе веществ.
Карты при изучении истории или географии; схемы Солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии и многое другое.
Вывод: материальные модели реализуют материальный (потрогать, понюхать, увидеть, услышать) подход к изучению объекта, явления или процесса.
Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения.
Информационная модель — совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также его взаимосвязь с внешним миром.
Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами. Это многообразие настолько безгранично, насколько велики возможности каждого человека иегофантазии.
К информационным моделям можно отнести знаковые и вербальные модели.
Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.
Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы.
По способу реализации знаковые модели можно разделить на компьютерные и некомпьютерные.
Компьютерная модель — модель, реализованная средствами программной среды.
Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме.
Это модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно.Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (какой сигнал светофора горит, с какой скоростью и на каком расстоянии движутся автомобили и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована удачно, то переход будет безопасным, если нет — может произойти авария. К подобным моделям можно отнести идею, возникшую в голове изобретателя; музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора; рифму, родившуюся в голове поэта.
Знаковые и вербальные модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.