В языке Pascal имеется возможность работы с тремя видами файлов:
· текстовыми;
· типизированными;
· нетипизированными.
Последние два типа объединяются под названием бинарные: информация в них записывается по байтам и потому не доступна для просмотра или редактирования в удобных для человека текстовых редакторах, зато такие файлы более компактны, чем текстовые.
В отличие от бинарных, текстовые файлы возможно создавать, просматривать и редактировать "вручную" - в любом доступном текстовом редакторе. Кроме того, при считывании данных из текстового файла нет необходимости заботиться об их преобразовании: в языке Pascal имеются средства автоматического перевода содержимого текстовых файлов в нужный тип и формат, и это позволяет сэкономить немало времени и сил.
В разделе var переменные, используемые для работы с файлами (файловые переменные), описываются следующим образом:
var f1,f2: text; {текстовые файлы}
g: file of <тип_элементов_файла>; {типизированные файлы}
in, out: file; {нетипизированные файлы}
Файловая переменная не может быть задана константой.
С этого момента и до конца раздела «Текстовые файлы» под словом "файл" мы будем подразумевать "текстовый файл" (разумеется, если специально не оговорено обратное). Однако многие описываемые ниже команды пригодны не только для текстовых, но и для бинарных файлов.
Процедура assign(f,'<имя_файла>'); служит для установления связи между файловой переменной f и именем того файла, за действия с которым эта переменная будет отвечать.
На разных этапах работы программы одной и той же файловой переменной можно присваивать разные значения. Например, если в начале программы мы напишем
assign(f,'input.txt');
то переменной f будет соответствовать файл, из которого производится считывание входных данных, вплоть до того момента, когда в программе встретится, скажем, команда
assign(f,'output.txt');
после которой переменной f будет уже соответствовать тот файл, куда выводятся результаты.
Строка '<имя_файла>' может содержать полный путь к файлу. Если путь не указан, файл считается расположенным в той же директории, что и исполняемый модуль программы. Именно этот вариант обычно считается наиболее удобным.
В зависимости от того, какие действия ваша программа собирается производить с открываемым файлом, возможно троякое его открытие:
reset(f);
- открытие файла для считывания из него информации; если такого файла не существует, попытка открыть его вызовет ошибку и аварийную остановку работы программы. Эта же команда служит для возвращения указателя на начало файла;
rewrite(f);
- открытие файла для записи в него информации; если такого файла не существует, он будет создан; если файл с таким именем уже есть, вся содержавшаяся в нем ранее информация исчезнет;
append(f);
- открытие файла для записи в него информации (указатель помещается в конец этого файла). Если такого файла не существует, он будет создан; а если файл с таким именем уже есть, вся содержащаяся в нем ранее информация будет сохранена, потому что запись будет производиться в его конец.