Таблица 1 – Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги
Особенности проектирования отдельных видов туристских услуг
1 Проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую:
– разработку маршрута путешествия;
– формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.);
– установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;
– формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;
– разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;
– определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;
– установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);
– определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;
– определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;
– разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.
2 При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно составляется перечень соисполнителей – зарубежных туроператоров с указанием их возможностей по приему и обслуживанию российских туристов.
3 Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Примеры схем приведены в таблице 1.
Соисполнитель (поставщик туристских услуг)
Возможные схемы взаимодействия
Авиакомпании
1 Реализация билетов на регулярные рейсы.
2 Организация чартерного рейса.
3 Организация чартерных программ.
4 Участие в чартерных программах.
Гостиницы и другие средства размещения
1 Аренда средства размещения.
2 Приобретение (покупка) блока мест на условиях комитента.
3 Приобретение (покупка) блока мест на условиях элотмента.
4 Безотзывное бронирование.
5 Приоритетное бронирование.
6 Сотрудничество на условиях повышенной комиссии.
7 Сотрудничество на условиях стандартной комиссии по разовым заявкам.
Предприятия (компании) железнодорожного транспорта
1 Реализация железнодорожных билетов.
2 Формирование туристских поездов.
3 Формирование прицепных вагонов.
Предприятия, осуществляющие морские и речные перевозки
Фрахт водного судна
Автотранспортные предприятия (компании)
Аренда автобуса (автомобиля)
Экскурсионные организации (бюро и др.)
1 Организация индивидуальных/групповых экскурсий.
2 Организация экскурсий на собственном транспорте или транспорте экскурсионной организации
4 Результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:
– карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;
– технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А);
– информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б);
– листок с дополнительной информацией;
– перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
– стандарты работы персонала.
Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997.
5 Проектирование услуг по организации туристских походов (маршруты повышенной опасности) предусматривает следующие этапы:
– проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода;
– подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;
– расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;
– определение потребности в инструкторах–проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;
– подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;
– определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут.
5.1 Разработка трасс туристских походов (маршрутов повышенной опасности) должна осуществляться на территориях с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, установленным законодательством, а также учитывать реальные возможности для развития конкретного вида туризма на данной территории.
5.2 Документальной основой проектирования услуги "туристский поход" (маршрута повышенной опасности) является отчет о проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода. Примерная структура и основное содержание отчета приведены в приложении В.
5.3 Результатом проектирования услуги "Туристский поход" (маршрута повышенной опасности) являются:
– паспорт трассы туристского похода (см. приложение Г);
– информационные материалы (памятки и др.);
– инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением и правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
– перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
– инструкции для персонала;– стандарты работы персонала;
– порядок регистрации в службах МЧС при выходе на маршрут.
6 Проектирование экскурсионных услуг предусматривает определение:
– тематической направленности экскурсий;
– объектов осмотра;
– продолжительности экскурсий;
– объема и качества предоставляемой информации;
– способа перемещения по маршруту экскурсии.
6.1 Результатом проектирования услуги "Экскурсия" являются следующие технологические документы:
– технологические карты экскурсии (см. приложение Д);
– контрольный текст экскурсии;– материалы "портфеля экскурсовода";
– схема трассы маршрута транспортной экскурсии (см. приложение Е);
– перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
– инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
– инструкции для персонала;
– стандарты работы персонала;
– дополнительная информация.
6.2 Контрольный текст экскурсии – это технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель туристской организации
__________________________________
инициалы, фамилия
_______________личная подпись, печать
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТУРИСТСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ на __________ 20 __ г.
Маршрут путешествия
наименование и вид маршрута
Протяженность маршрута (км)
Продолжительность путешествия (суток)
Число туристов в группе (рекомендуемое)
Стоимость (ориентировочная)
Программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту
Населенные пункты, расстояния между ними, способы передвижения, время прибытия в пункт и выезда из него
Наименование объектов туристской индустрии, оказывающих услуги размещения и условия размещения
Запланированные туристские и экскурсионные услуги. Наименование экскурсий (с перечнем основных объектов показа), туристских походов и т.п.
Перевозка туристов
Другие услуги
Визовая поддержка и оформление въездных и выездных документов (перечень организаций, осуществляющих помощь в оформлении документов):
Размещение туристов осуществляется следующими средствами размещения (перечислить наименования, месторасположение, категорию средства размещения и номеров в соответствии и другие особенности на каждом этапе):
Перевозки осуществляются предприятиями (перечислить наименования предприятий, месторасположение, вид перевозки на каждом этапе, класс обслуживания):
Питание туристов осуществляются предприятиями (перечислить наименования, типы предприятий питания, месторасположение, формы и методы обслуживания туристов):
Экскурсионные услуги (перечислить наименования организаций или индивидуальных предпринимателей, виды экскурсий, тематику экскурсий в каждом пункте по маршруту):
Услуги по организации досуга туристов и другие дополнительные услуги (перечислить наименования предприятий, месторасположение, виды услуг на каждом этапе, категорию объектов туристской индустрии:
Подписи руководителей и печати предприятий, обслуживающих маршрут
Краткое описание путешествия (повторяется в информационном листке к туристской путевке):