ЛКС имеет геометрическую схему соединения узлов и каналов связи (конфигурацию физического подключения), называемую топологией
сети. Выделяют три базовых варианта топологии сети: шина, кольцо, звезда. Другие топологии являются производными от перечисленных.
Шина (рис. 5). Канал связи, объединяющий узлы в сеть, образует ломаную линию - шину. Любой узел может (если у него есть на то разрешение) принимать информацию в любое время, а передавать - только тогда, когда шина свободна. Примером использования шинной топологии является сеть Ethernet.
Кольцо (рис. 6). Узлы объединены в сеть замкнутой кривой. Передача данных осуществляется только в одном направлении. Каждый узел, помимо всего прочего, реализует функции ретранслятора. Он принимает и передает все сообщения, воспринимает только адресованные ему. Такую топологию используют в сети Token Ring.
Звезда. Узлы сети объединены с "центром" лучами. Вся информация передается через центр, что позволяет выполнять поиск неисправностей и добавлять новые узлы без прерывания работы сети. Однако расходы на организацию каналов связи здесь обычно выше, чем у шины и кольца. Пример данной топологии - Arcnet.
Комбинация базовых топологий — гибридная топология — обеспечивает получение широкого спектра решений, аккумулирующих достоинства и недостатки базовых.
Выбор той или иной топологии определяется областью применения ЛКС, географическим расположением ее узлов и размерностью сети в целом.
Маршрутизатор (роутер)- устройство, соединяющее сети разного типа, но использующее одну операционную систему.
Маршрутизатор выбирает наилучший путь для передачи сообщения абоненту сети, фильтрует информацию, проходящую через него, направляя в одну из сетей только ту информацию, которая ей адресована.
Маршрутизаторы конструктивно выполняются в виде плат, которые устанавливаются в компьютерах.
Цель: формирование понятия «алгоритм», дать описание свойствам алгоритма, определить способы описания.
Алгоритмизация - это процесс построения алгоритма решения задачи, результатом которого является выделение этапов процесса обработки данных, формальная запись содержания этих этапов и определение порядка их выполнения.
Алгоритм - это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату.
Свойства алгоритма:
1) детерминированность - точность указаний, исключающая их произвольное толкование;
2) дискретность - возможность расчленения вычислительного процесса на отдельные элементарные операции, возможность выполнения которых не вызывает сомнений;
3) результативность - прекращение процесса через определенное число шагов с выдачей искомых результатов или сообщения о невозможности продолжения вычислительного процесса;
4) массовость - пригодность алгоритма для решения всех задач заданного класса.
Алгоритмический язык - набор символов и правил образования и истолкования конструкций из этих символов для записи алгоритмов.
Язык программирования - предназначен для реализации программ на ЭВМ.
Программа - это алгоритм, записанный в форме, воспринимаемой машиной. Программа содержит наряду с описанием данных команды, в какой последовательности, над какими данными и какие операции должна выполнять машина, а также в какой форме следует получить результат. Это обеспечивают различные операторы.
Данные - это факты и идеи, представленные в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать эти факты и идеи с помощью некоторого процесса.
Оператор - совокупность символов, указывающих операцию и значения, либо местонахождение ее элементов.
А:= В+С; {А, В, С - переменные;}
К:= 2;
IF T< 0 THEN . . .
Переменная - это объект, который в ходе выполнения программы может менять свое значение.
Свойства переменной:
1) переменная называется неопределенной до тех пор, пока она не получит значение:
а) вводом извне;
б) занесением константы;
в) занесением значения другой, ранее определенной переменной;
2) в каждый момент времени переменная может либо иметь определенное значение, либо быть неопределенной;
3) последующее значение уничтожает (стирает) предыдущее значение. Выбор (чтение) переменной и ее использование не изменяют значение переменной.
Для разработки программ используются системы программирования.
Система программирования - средство автоматизации программирования, включающее язык программирования, транслятор этого языка, документацию, а также средства подготовки и выполнения программ.
Транслятор - это программа, которая переводит с одного языка на другой.
Интерпретатор - это программа, которая сразу выполняет переводимые команды.
Компилятор - это программа, которая переводит конструкции алгоритмического языка в машинные коды.