Комплекс маркетинга— это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка. Взаимодействие комплекса маркетинга с окружающей средой наглядно показано на рис.4.
В зарубежной теории и практике именно комплексу маркетинга, называемому marketing-mix, уделяется особое внимание, причем он чаще всего рассматривается в форме принципа "четыре пи", представляющего собой сочетание следующих четырех составляющих:
Рис.4.Система взаимодействия комплекса маркетинга и факторов окружающей среды
PRODUCT— товар, т.е. набор "изделий и услуг" соответствующего уровня качества, который фирма предлагает целевому рынку;
PRICE— цена, денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара;
PLACE— здесь: каналы (методы) распространения,т.е. организация структуры товародвижения, благодаря которой товар становится более доступным для потенциальных покупателей;
PROMOTION — продвижение (стимулирование) —возможная деятельность фирмы по внедрению своего товара на целевой рынок, распространению сведений о его достоинствах и убеждению целевых потребителей его покупать.
Можно выделить несколько принципов, которые российским предприятиям полезно использовать при планировании своей маркетинговой деятельности:
1. системный подход к планированию,
2. разнообразие видов предприятий, их целей и задач, выпускаемой продукции порождает различие подходов к организации планирования маркетинговой деятельности,
3. рационально использовать многовариантный ситуационный подход к планированию,
4. необходима разработка и реализация целостной концепции маркетинга, суть ее должна быть понятна каждому сотруднику.
В целом, при анализе и планировании своего комплекса маркетинга российские предприятия должны четко изучить:
- (product) –а такжетоварный ассортимент своей выпускаемой продукции и ассортимент основных конкурентов; адаптировать его к реальным условиям необходимости и с учетом растущих потребностей клиентов.
- (price), а такжеценовой диапазон. Проанализировать в соотношении «цена - качество» своей продукции в такой же взаимосвязи с товарами конкурентов.
- (place), а такжезанимаемые ниши и возможное расширение рынков сбыта.
- (promotion), а такжепродвижение через возможные каналы товародвижения, а также рассмотреть их оптимизацию для увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции и обеспечения оптимальной конечной цены.