В ходе общения 60-80% информации усваивается людьми за счет невербальных каналов коммуникации.
Невербальная коммуникация – основные средства – различные неречевые системы.
Разговорный – использование обиходно-бытовой лексики и фразеологии (упрощения, поговорки, частицы и междометия), спонтанность (не продумывается предварительно), эмоциональная окрашенность.
Язык не может оцениваться, оценить можно только речь.
Говорение, написание, слушание, чтение
Вербальная коммуникация – основное средство – речь. Речь подразумевает использование конкретного языка. Язык – система фонетических (звуки), лексических (слова), синтаксических (знаки препинания) единиц, средство общения людей и выражения их мыслей, чувств, намерений и т.д.
Коммуникация – процесс приема и передачи информации в ходе общения людей.
Схема коммуникативного процесса
Отправитель– кодирование – передача –
- расшифровка – усвоение – получатель
Типы коммуникации
Виды речевой деятельности:
Стили речи:
Официально-деловой (законодательный, административный, канцелярский) – предельная точность выражений, исполь-зование общих и специальных терминов, речевых клише;
Научный – максимальная точность выражения мыслей, использование понятий, специальной лексики, обобщенность и абстрактность изложения;
Публицистический – использование широко известных терминов и понятий, документальная и фактологическая точность, собирательность, образность, лаконичность;
Виды невербальной коммуникации:
Ø Кинесика – язык мимики, жестов и поз;
Ø Пара- и экстралингвистика – громкость, тембр, интонации, паузы, междометия, слова- паразиты и т.п.;
Ø Контакты глаз – общение с помощью визуальных сигналов;
Ø Проксемика – пространственная организация общения.
Барьеры коммуникации
Типы коммуникативных барьеров
1. Социальные барьеры: возраст, пол, гражданство, общественное или имущественное положение, религиозные или политические взгляды, состояние здоровья и т.д.;
2. Барьеры взаимодействия – мотивационный, стилевой;