Веб-узел – набор связанных между собой информационных онлайновых ресурсов, предназначенных для просмотра через компьютерную сеть с помощью специальных программ – веб-обозревателей.
Веб-обозреватель (browser, браузер) – программа, используемая для навигации и просмотра различных интернет-ресурсов. Веб-обозреватель считывает HTML-документ и форматирует его для представления пользователю. Наибольшее распространение получили браузеры Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator, Mozilla, Opera.
Веб-узел состоит из отдельных веб-страниц. Структура каждой веб-страницы определяется ее внутренним HTML-кодом. Пользователь может просматривать этот код и работать с ним в панели Код или панели С разделением режима просмотра страниц, однако большая часть работы выполняется в панели Конструктор. Для работы в программе FrontPage не обязательно знать, как создается HTML-код.
Веб-узел вначале разрабатывается на локальном компьютере, а затем публикуется в Интернет. Пользователь не сможет получить доступ ко многим функциям, пока узел не будет опубликован на сервере
Итак:
Web-узлы (сайт) - это наборы связанных Web-страниц, размещенных в одном домене. Узлы обычно посвящаются какой-то определенной теме, например, обмену мнениями по поводу проблем создания Web-страниц, различным видам развлечений и т. д.
Web-узлы могут также включать связи с другими узлами. Все это и приводит к созданию информационной всемирной "паутины".
Первый документ Web-узла называется начальной (или основной) страницей (home page). Начальная страница содержит ссылки на все остальные документы второго уровня. Так как связи между страницами могут быть очень сложными. Web-дизайнеры пользуются картами узла, чтобы разобраться во всех возможных путях следования.
Под порталом, понимают Web- приложение, обладающее, по сравнению с Web-сайтом, расширенной функциональностью и реализующее идею централизованного доступа сообщества пользователей к необходимой информации и сервисам.
Если Web-сайт - это набор логически взаимосвязанных страниц, доступных через Web-браузер по протоколу HTTP, то портал — это Web-сайт, который имеет широкий набор функций.
Интерне́т-порта́л (portal от лат. Porta —ворота) — веб-сайт, предоставляющий пользователю Интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования
Классифицировать порталы можно по различным критериям. В приведенной ниже классификации (рис. 1.1) в качестве критериев выступают:
· тематика портала;
· целевая аудитория;
· решаемые порталом задачи;
· используемые технологии.
Рис. 1.1. Классификация порталов
Тематика портала
С точки зрения тематики порталы можно разделить на:
· горизонтальные
· вертикальные.
Информационно-тематическое наполнение и функции горизонтального портала нацелены на широкий круг пользователей. В сети Интернет такие порталы называют мега-порталами (Yahoo!, Яндекс и т.п.), так как они предоставляют информацию (погода, новости и т.п.) и функции (поиск сайтов, отправка электронной почты и т.п.), полезные практически всем пользователям Сети.
Вертикальные порталы предоставляют полный перечень необходимой информации и функций для определенного и обычно узкого круга по льзователей. Примером индустриальных вертикальных порталов могут служить порталы по страхованию, автомобилестроению и т.п.
Целевая аудитория портала
Целевая аудитория портала может быть не ограничена и тогда:
· портал может быть открытым;
· портал может быть закрытым.
Открытые порталы доступны широкому сообществу пользователей. Чаще всего такие порталы размещаются в сети Интернет.
Закрытые порталы предоставляют доступ ограниченному кругу пользователей. Регистрация пользователя в таких порталах подтверждается уполномоченными лицами. К этому виду обычно относятся порталы, размещенные в корпоративных сетях организаций. Они предназначены для сотрудников компании и известны под названием В2Е-порталы.
Целевая задача
С точки зрения целевой задачи портал может быть ориентирован на выполнение одной или нескольких задач.
· Аналитические порталы позволяют лицам, принимающим решения, получать и создавать отчеты.
· Порталы поддержки бизнес-процессов реализуют специфические функции и поддерживают специфические процессы и приложения. Примером могут служить В2В-, В2Е- или В2С-порталы.
· Порталы совместной работы предоставляют пользователям виртуальные пространства для координации и выполнения совместной работы.
· Порталы поиска решений предназначены для привлечения экспертов к решению проблем. Для этого в портале ведется учет пользователей и их компетенции, что позволяет выделять экспертов в конкретных областях знаний, находить их и пользоваться их опытом при решении проблем.
· Порталы по управлению документами.
· Порталы управления структурированной информацией.
· Порталы управления знаниями. Призваны помочь компании эффективнее использовать имеющиеся у нее явные и неявные знания за счет управления знаниями на каждом этапе его жизненного цикла - на этапах выявления, создания, хранения, распространения и использования.
· Порталы-каталоги. Систематизируют доступные информационные ресурсы и предоставляют возможность поиска необходимых ресурсов.
· Порталы-электронные рынки. Они связывают продавцов и покупателей друг с другом, предоставляя специфическую информацию о рынках, товарах и услугах.
· ASP-порталы (ASP, Application Service Provider). ASP-порталы, являясь собственностью какой-либо компании, предназначены для оказания услуг другим компаниям, то есть являются порталами типа В2В. Они предоставляют возможность компаниям-клиентам получать в аренду, как товары, так и услуги.
Используемые технологии
С точки зрения используемых технологий порталы могут быть разделены на:
· традиционные
· семантические.
В традиционных порталах информация обрабатывается без учета ее семантики.
Семантические порталы являются новым классом порталов, которые содержат модель знаний некоторой предметной области и используют ее для обработки информации с учетом семантики. Для реализации таких порталов помимо традиционных технологий используются активно развивающиеся семантические технологии. (семантика- анализ отношения между языковыми выражениями и миром).