русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Особенности нашего зрения


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1065; Нарушение авторских прав


Цвет

До настоящего момента мы говорили об однородном световом потоке. Фактически, он и есть однородный, но может проявлять себя в бесконечном множестве различных вариаций. Настало время рассмотреть свет со стороны другой теории- волновой.

Так как свет является еще и волной, то, разумеется, он имеет длину волны. Длин волн бесконечное множество, но наш глаз в состоянии регистрировать только их небольшой диапазон, известный под названием видимой части спектра или светового спектра.

Начнем с того, что цвет не является самостоятельной материальной субстанцией. Он не

существует сам по себе, о чем мы в повседневной жизни почему-то забываем, а является продуктом нашего восприятия света.

Из широчайшего спектра электромагнитных волн, существующих в природе, человек видит, то есть воспринимает органами зрения, очень маленький диапазон. Чувствительные элементы глаза подвергаются раздражению волнами длиной от 380 (синий цвет) до 770 (красный цвет) нанометров и передают информацию о них в мозг. Причем и в этом интервале глаз ощущает свет по-разному.

Видимый глазом диапазон излучения можно разделить на семь участков, каждому из которых соответствует свой цвет. Все вместе они образуют так называемый спектр, который удается наблюдать в виде радуги. Самые короткие волны светового диапазона - от 380 до 450 нм - относятся к фиолетовой части спектра. Свет с длиной волны от 450 до 480 нм мы видим синим, от 480 до 510 - голубым, от 510 до 570 - зеленым, от 570 до 590 - желтым, от 590 до 620 - оранжевым и от 620 до 770 - красным.

Деление спектра на семь частей носит условный характер, так как между ними не существует четких границ - цвета плавно переходят друг в друга. На самом деле, как показали исследования, глаз человека в спектре способен выделить до 180 промежуточных оттенков, таких, например, как желто-зеленый или оранжево-красный цвета. Вспомнив про палитру из 16.7



миллиона цветов, воспроизводимых

монитором, не пытайтесь найти ошибку, сопоставляя эти числа. Упомянутые 180 цветов являются спектральными, а сколько есть еще и не спектральных

оттенков!

Итак, глаз неодинаково реагирует на световые волны разной длины. При этом различия касаются не только

цветового тона, но и интенсивности. Относительной спектральной чувствительностью глаза называется

зависимость визуальной яркости света от длины его волны. Иначе говоря, при

одинаковой амплитуде световая волна

воспринимается глазом как свет разной яркости в зависимости от того, к какому цветовому отрезку он принадлежит. Например, из двух одинаковых лампочек

синего и желтого света нам более яркой кажется желтая.

Кривая относительной

рисунке. Эту кривую иногда красиво называют кривой видности. На горизонтальной оси откладывается длина световой волны, а по вертикали указана относительная чувствительность. Область частот, левее синей - ультрафиолетовые волны, правее красной - инфракрасные волны.

Как видно, наши глаза наиболее сильно реагирует на желто-зеленый цвет (около 520 нм) и существенно слабее на синий и красный.

Интересно, почему запрещающий сигнал светофора, который по идее должен быть виден лучше, чем разрешающий, сделали красным, а не зеленым? Ведь об относительной чувствительности известно уже очень давно.

Художнику полезно знать о неодинаковой силе восприятия цветов. Но компьютерного художника это касается в еще большей степени - у электронных чувствительных к свету элементов совсем другой характер, хотя они тоже на волны одной длины реагирую сильнее, а другой - значительно слабее. Это же касается и воспроизводящего цвет люминофора на экране монитора. У сканеров, например, максимум чувствительности смещен в синюю часть спектра. Этим страдают и цифровые фотокамеры, тоже использующие для преобразования светового потока в электрические сигналы полупроводниковые устройства с зарядовой связью (CCD-­матрицы). Очевидно, что, если мы хотим иметь в компьютере изображение именно такое, какое бы увидел его глаз, не избежать процедуры коррекции яркости отдельны участков спектра.

Сетчатка глаза состоит из рецепторов двух видов - колбочек и палочек (7 млн. колбочек и 120 млн. палочек). Функция палочек заключается в «ночном зрении» - светочувствительности и приспособлении к окружающей яркости. Функция колбочек - «дневное зрение» - восприятие цвета, формы и деталей предмета. За передачу мезгу информации о цвете отвечают колбочки, а с палочек снимается информация о яркости света, но не о его цветовом оттенке. С этим связано множество интересных и важных для работы с изображениями явлений.

Леонардо да Винчи отмечал, что "зеленый и голубой усиливают свой цвет в полутени, а красный и желтый выигрывают в цвете в своих освещенных частях, и то же самое делает белый". Наблюдение за алыми розами подтверждают это. Ярким солнечным днем цветок кажется значительно более ярким, чем листва, но стоит наступить сумеркам, как цветы становятся чуть ли не черными и выглядят гораздо темнее листьев. Дело в том, что при нормальном освещении большая часть информации поступает от колбочек, а при очень слабом - от палочек.

Как уже говорилось, максимум чувствительности колбочек лежит в желто-зеленой части спектра. Палочки же более чувствительны к голубой части. Поэтому ночью, когда свет минимален, глаз не только теряет способность отличать цвета, и все предметы кажутся серыми, но и по-другому соотносит яркость предметов. Синие ласты бумаги при слабом освещении нам кажутся более светлыми, чем красные, хотя на свету они воспринимаются совершенно иначе. Голубой, независимо от насыщенности, в темноте кажется чуть ли не белым! Явление,

обусловленное разной чувствительностью палочек и колбочек, получило название эффекта

Пуркинье.

Многочисленные исследования показывают, что разрешающая способность глаза зависит не только от яркости и контрастности двух рассматриваемых мелких деталей, но еще и от их цвета. Наибольшая разрешающая способность отмечена для черно-белых и зелены картинок. Это объясняется, так называемой, хроматической абберацией в оптической системе глаза.

Суть явления состоит в том, что для лучей света с разной длиной волны коэффициент

преломления хрусталиком глаза неодинаков. Фокус для синих лучей располагается ближе к линзе- хрусталику, то есть перед сетчаткой. Красные лучи фокусируются за сетчаткой. Только зеленые лучи фокусируются именно там, где надо.

Из-за хроматической абберацции мы не можем одинаково четко видеть все элементы цветного изображения на равноудаленной поверхности - листе бумаги, фотографии или на экране монитора. Если, скажем, зеленая надпись читается также четко, как и черная, то для красной и синей нам надо перефокусировать зрение - изменить кривизну хрусталика, настроить его на другое фокусное расстояние. При чтении красной надписи, зеленая, а тем более синяя, из фокуса выпадут и станут нечеткими. Обратите внимание, что когда вы работаете с клавиатурой и четко видите красные буквы кириллицы, черные латинские расплываются. Переключая регистр, приходится адаптироваться к ним, потратив на это до нескольких секунд.

В 1756 году Ломоносов выдвинул теорию, согласно которой в сетчатке встречаются три разновидности колбочек, отличающиеся спектральной чувствительностью. При возбуждении одних мы получаем красный цвет, вторые вызывают ощущение зеленого, а третьи - синего цвета. Одновременное возбуждение колбочек двух типов, например, красного и зеленого, приводит к возникновению ощущения желтого цвета. Лучи света, попадая на сетчатку, разумеется, действуют сразу на все три вида колбочек. Цветное изображение появляется при этом из-за того, что они с разной силой реагируют на одну и ту же световую волну. Если же степень возбуждения одинакова для всех трек видов колбочек, мы видим белый цвет.

Трехкомпонентная теория цвета реализована в большинстве компьютерных устройств, включая мониторы и сканеры. На ней строятся многие цветовые модели, служащие для цифрового описания цвета. Одна из моделей, кстати, напоминает об эффекте Пуркинье, хотя и не соответствует ему в деталях.

Понимание этих вопросов позволит компьютерному художнику под другим углом посмотреть на свои работы и сделать их более совершенными и реалистичными.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства света | Трехкомпонентная цветная модель


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.