Маршрутизатор – используется для соединения между собой вычислительных сетей, выполняет маршрутизацию посредством использования специальных алгоритмов для определения оптимального пути доставки данных.
Сетевой адаптер (сетевая карта) – через него компьютеры выполняют все функции, необходимые для коммуникации в сети, и через них компьютер взаимодействует с сетью. Преобразовывают данные из формата,, в каком они хранятся на компьютере, в формат, пригодный для передачи по кабелю, и обеспечивают физическое соединение с сетью.
Повторители – устройства сетевого взаимодействия, усиливающие сигнал для передачи его на большие расстояния. Воспроизводят электрические и световые сигналы, использующиеся для увеличения расстояния, на которые сигнал может распространяться. Усиливают сигнал путем его ретрансляции (повторной передачи). Использование повторителя позволяет преодолеть ограничение на максимальное расстояние передачи сигнала для данной передающей среды (коаксильный кабель, витая пара).
Сетевой концентратор (хаб) – устройство сетевого взаимодействия, связывающее сетевые сегменты в центральном пункте. Выступает в качестве связующего звена, объединяющего компьютеры. При этом каждый компьютер взаимодействует с другими только через концентратор.
Применение концентраторов обеспечивает простую расширяемость сети, для этого достаточно проложить новый кабель от компьютера к центральному узлу и подключить его к концентратору. Допускается расширение сети путем создания цепочки концентраторов.
В обязанности маршутизатора входит передача пакета данных из одной сети в другую. Процесс доставки пакетов данных между сетями называется маршрутизацией, а путь, который используется для доставки данных – маршрутом.
Данный термин характеризует физическое расположение компьютеров, кабелей и других компонентов сети.
Топология сети обуславливает ее характеристики, влияет на состав необходимого сетевого оборудования, возможности расширения сети, способ управления сетью.
С точки зрения восприятия различных цветов их свойства и качества А.С.Зайцев [27] делит на собственные и несобственные. Собственные качества цвета - это те качества, которые можно измерить и выразить количественно, это основные характеристики цвета цветовой тон, светлота и насыщенность. Цвет может быть светлым или темным, хроматическим или ахроматическим, высоко или малонасыщенным.
Цвет воспринимается далеким или близким, теплым или холодным, легким или тяжелым. Психофизиологически он воздействует на человека, например, возбуждающе или успокаивающе, поднимает настроение или угнетает, вызывает определенные ассоциации и настроение. Цвет воспринимается далеким или близким, теплым или холодным, легким или тяжелым.
«Несобственные качества объективно цветам не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии» [27, с.80|. Это такие свойства цветов, которые характеризуются следующими словами: «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые», «глухие» и «звонкие», «выступающие» и «отступающие» и т.д.
Эмоционально одни цвета воспринимаются как теплые и ассоциируются с цветом огня, другие как холодные и ассоциируются в сознании с ощущением холода, цветом воды или льда. Холодная гамма цветов создает впечатление успокоенности, теплая гамма - впечатление радости, активности, иногда драматизма.
При восприятии различные цвета обозначают как «легкие» и «тяжелые». К легким, или воздушным, цветам обычно относят светлые, холодные, малонасыщенные цвета, особенно синие и голубые, напоминающие цвет неба, воздушного пространства и дали.
К тяжелым цветам относят теплые, темные плотные цвета - коричневые, оливковые, черные, темно-серые и др. Тяжелые цвета обычно ассоциируются с цветом земли. Художники часто называют различные цвета глухими и звонкими, что зависит от насыщенности цвета. Например, ярко-красный насыщенный цвет называют звонким но сравнению с глухим коричневым цветом.
Деление цветов на выступающие и отступающие основано на ассоцитивном опыте людей, привыкших видеть дальние планы пейзажей и дальние предметы, всегда окутанные синевой. Если на одинаковом расстоянии от человека расположить два окрашенных в красный и синий цвета прямоугольника, то первый из них воспринимается расположенным ближе, а другой - расположенным дальше.
Следует отметить, что разные авторы по-разному делят цвета по несобственным качествам. Например, если по [33] цвета делят на теплые, холодные, светлые, темные, яркие и приглушенные, то по [69] они – горячие, холодные, теплые, прохладные, светлые, темные, бледные, яркие. Еще большее различие наблюдается в рассматриваемых цветовых гаммах и цветовых комбинациях (сравните, их, например, по [32, 33 и 71].
Следует отметить, что проектирование колористики, то есть, цветовых решений объекта или среды, не может быть сведено к строго последовательным действиям. Цветовой образ проектируемых изделий может зарождаться одновременно с идеей его конструктивного решения, может опережать его или меняться на последних стадиях проектирования. Но, тем не менее, все стадии разработки художественно-конструкторского проекта должны включать виды работ, связанные с разработкой цветового решения объекта проектирования.
В этом процессе есть свои творческие проблемы, так как цвета для различных изделий и объектов предметно-пространственнной среды выбираются на основе учета многих факторов как объективного (функции и условия эксплуатации объекта, психофизиология восприятия цвета и формы, художественный образ, культурные традиции в области цвета и его символика, информативность и т.п.), так и субъективного характера (предпочтение цветов и определенных сочетаний, индивидуальное чувство гармонии, выразительность цвета). Это сторона проблемы проектирования, связанная напрямую с профессиональным уровнем работы дизайнера.
Если рассматривать возможности выбора цвета с позиций эстетики, то по Цойгнеру [29] можно различить три ступени:
1. Комбинаторику, группировку цветов по элементарным эстетическим законам – подобию, симметрии или контрасту.
2. Гармонию, то есть, выбор сочетания цветов с учетом особого воздействия цвета или его выразительности в связи с предметом или его структурой.
3. Динамику цвета, то есть выбор цвета, направленный на определенное психофизиологическое воздействие. При этом учитываются показатели активности цвета, освещение и пространство помещения, его функции, меблировка, оборудование.
Комбинировать цвета - это значит выбрать из всего многообразия несколько цветов и сочетать, сгруппировать их так, чтобы по выразительности данное сочетание создавало определенное ощущение, например, живости или монотонности, тепла или холода.
Под комбинацией цветов понимают лишь абстрактную группировку, то есть, сочетание цветов по их свойствам, контрастам и цветовым характеристикам без учета своеобразия окрашиваемого предмета.
Сочетание цветов еще нельзя назвать гармонией цветов. Гармоничное цветовое решение предполагает комбинацию различных цветов в смысле простейших эстетических закономерностей. Если при абстрактных комбинациях не оценивается выразительность или комплексное воздействие цвета, то при гармоничном цветовом решении комбинация цветов сознательно выбирается для данного объекта. Цвет и форма образуют единство. Мы воспринимаем цвета на конкретных предметах окружающего мира. И к ним у человека определенное отношение. Человек, рассматривающий объект, ожидает, что выразительность цвета должна согласовываться с функцией или назначением предмета или с определенной тематикой.
Только то сочетание цветов, которое соответствует нашим ожиданиям и представлениям, которое удачно дополняет функциональное назначение предмета, то есть удовлетворяет требованиям единства цвета и объекта, воспринимается как гармоничное. Три фактора, участвующие в создании гармоничного сочетания: цвет, объект, человек. Имеет значение характер и специфика объектов, их функциональное назначение, структура поверхности, размеры, материал и освещение (естественное или искусственное, точечное или рассеянное).
Проектирование цветового климата по Мироновой [22].
Подход к проектированию цветового климата любого объекта (интерьера, городской среды и т. д.) зависит, прежде всего, от назначения данного объекта.
К I классу отнесены чисто производственные объекты. В зданиях этого типа цветовая отделка проектируется в строгом соответствии с нормами и правилами на основе принципа функционально-технологической целесообразности.
Ко II классу можно отнести объекты, в которых должны быть обеспечены оптимальные условия для зрительной работы, но не меньшее значение приобретают также психологическое воздействие визуальной среды на человека и ее эстетические качества. К таким объектам можно отнести предприятия общественного питания, торговые учреждения, спортивные залы, зрелищные помещения, некоторые выставки (делового характера). Здесь большое значение приобретает фактор эстетического и даже художественного порядка.
К III классу можно отнести объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается чисто духовной работой. В таких помещениях при выборе цветового решения руководствуются исключительно художественным замыслом. Но и здесь художник не может не учитывать научные данные о психологическом воздействии цвета и закономерностях зрительных восприятий.
Подробно цвет рассматривается как:
· фактор зрительного комфорта;
· фактор психофизиологического воздействия;
· эстетический фактор;
· средство выявления формы и организации пространства;
· средство информации.
«Тип сочетания цветов или тип колорита может служить информацией о характере данной композиции. Видя гармоничное, классическое, “благородное” сочетание цветов, мы подсознательно чувствуем, что перед нами нечто позитивное, ценное, заслуживающее уважения. Если же мы видим грязный, мутный, неопределенный колорит, цветовые диссонансы, грубые или вульгарные сопоставления, мы невольно настраиваемся по отношению к этому объекту негативно, с недоверием. Цвет раньше всех остальных факторов информирует нас о свойствах объекта, и обычно мы - сознательно или нет - доверяем этому “информатору” больше, чем другим» [22, стр.200].
Миронова детально обсуждает особенности проектирования цветовых схем некоторых объектов и формулирует задачи проектирования цветового климата. Например, задача проектирования цветового климата производственной среды формулируется ею следующим образом: « обеспечение хорошей различимости всех объектов в поле зрения и комфортного самочувствия человека на рабочем месте (при этом имеется в виду как физиологический, так и психологический комфорт)» [22, стр.203].
Ею сформулированы основные принципы гармонизации цвета. Например, в производственном интерьере они сводятся к следующим:
1. Количество основных цветов должно быть минимальным (не превышать 2-3).
2. Тип цветовой композиции должен быть ясным и легко узнаваемым. Предпочтительнее монохромная или полярная композиция.
3. На основных поверхностях не следует применять красный, пурпурный, оранжевый, фиолетовый.
4. По психологическому воздействию уместны цвета и сочетания: спокойные, мужественные, суровые, бодрые, деловые.
5. Не следует употреблять слишком «открытые» цвета и диссонирующие сочетания.
6. Важно следить за чистотой и обновлять окраску, тогда она будет производить благоприятное впечатление даже при недостаточно тонкой гармонизации.
7. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов.
8. Следует согласовывать размер оборудования с «масштабом» цвета. Чем крупнее габариты оборудования, тем менее насыщенным и более светлым должен быть его цвет.
9. Цветовая схема должна обеспечивать как единство цветового решения производственной среды, так и разнообразие визуальной структуры при переходе из одного помещения в другое, так и при смене точек зрения.
10. В помещениях, не имеющих контактов с окружающей средой, следует вводить как можно больше «натуральных» цветов, а также использовать озеленение, экспонировать пейзажную и натюрмортную живопись.
Л. Н. Миронова дает рекомендации по проектированию цветовых схем и других объектов, например, жилища или в рекламе и наглядной агитации.
Вообще, цвету в архитектуре, интерьере посвящены пособия, ставшие классическими, см., например, [72, 73] и множество изданий последних лет, например, [74 - 77].
Для тех, чьей задачей является решение проблемы визуальной коммуникации в производственной среде и создание композиции производственного оборудования и интерьера, по-прежнему основополагающей является книга А.Г. Устинова [5].
Что касается использования цвета в промышленном дизайне, то работы в этой области ограничены. Даже в «Методике художественного конструирования» [78] цвету посвящен небольшой раздел о цветографическом тексте и цветографическом языке. Рассматривается традиционный цветовой алфавит для сигнализации человеку наиболее важных состояний объекта:
· красный: опасность, авария, повышенное внимание, запрет и т.п.;
· желтый: внимание, предостережение, режим, близкий к критическому, и т.п.;
· зеленый: норма, разрешение и т.п.;
· синий: информация, указание, пояснение и т.п.
«Особая роль отводится цвету в создании фирменного стиля. Известно применение как фирменных цветов, так и фирменных цветовых гамм. Здесь цвет выступает как информационное средство, отличая продукцию одной фирмы от другой. …Задачей дизайнера должно быть более широкое применение цвета именно в информационном, языковом значении» [78, стр. 158].
Можно привести некоторые общие рекомендации по выбору цвета и цветовых сочетаний различных объектов, которые охватывают некоторые положения цветовой гармонии и цветового проектирования, приведенные выше.
Выбор цвета. Двенадцать полезных советов Хидеяки Чидзиива [33].
1. Познайте свой цвет.Понимание расположения цвета в трехмерном цветовом пространстве, четкое представление о его характеристиках – цветовом тоне, насыщенности, светлоте, с возможностями использования и связанными с ним ощущениями (теплый, холодный, светлый, темный, яркий, приглушенный).
2. Определите свою цель:
· какого рода результат мне нужен;
· какие цвета будут наилучшим образом этому способствовать;
· не будут ли они слишком шаблонными и «заезженными»; существует ли альтернатива;
· подойдут ли они для подразумеваемой аудитории; достаточно ли они четкие и выразительные;
· можно ли улучшить искомый эффект, заменив какой-либо цвет.