«Системный взгляд на процесс принятия решений смещает акценты в прикладных задачах анализа систем – первостепенной становится концептуализация проблемы, ее многоаспектное представление и моделирование, а разработка алгоритмов и методов выбора альтернативных линий поведения становится второстепенной. Этим самым существенно расширяется точка зрения на обеспечение принятия решений, развиваемая в теории ожидаемой полезности». (С. 29)
«Моделирование как антитеза эмпиризму представляет собой основной метод системного анализа. Вместе с тем в рамках этой дисциплины любая модель (математическая, физическая, описательная или какая-либо другая) должна строиться не ради модели, а использоваться как рабочий инструмент познания объекта изучения и разрешения конкретной системной проблемы». (С. 31). Модель представляет собой наиболее точную копию объекта изучения, созданную сознанием при его взаимодействии с объектом.
«Итак, можно считать, что изучаемый объект представлен в данном исследовании как система, если он идентифицируется по признакам расчленимости, целостности, связанности и неаддитивности, а само исследование относят к классу системных, если процедурно оно строится без нарушения положений этих признаков» (С. 52).
1. Расчленимость – разделение изучаемого объекта на компоненты: элементы и подсистемы. Компоненты системы могут быть объединены в уровни, что обеспечивает комплексный, многоаспектный характер постановки и решения проблем. Понятие «уровень» имеет 4 значения.
- уровни-эшелоны (например, организационные уровни предприятия: предприятие в целом – службы, отделы, цеха, бригады);
- уровни-страты – компоненты системы, объединенные общностью законов функционирования (например, предприятие можно рассматривать на социальном, экономическом, информационно-управленческом технологическом уровнях);
- уровни-слои – не свойственны самому объекту, а отражают отношение исследователя к объекту (например: прогнозирование, текущее планирование, оперативное управление);
- уровни-оценки – оценочная характеристика объекта (например, уровень образования, уровень духовного развития, жизненный уровень).
Все уровни непременно взаимосвязаны между собой. Выделение в системе уровней и их взаимосвязей называется стратификацией системы.Если исследователь выделил 7 уровней системы, то такое исследование можно считать наиболее полным. Если число выделенных уровней больше 3, но меньше 7, то, вероятнее всего, пропущены какие-то важные уровни, что повлияет на обоснованность рекомендаций. Если уровней меньше 3, то проблема практически не исследована. Представим для примера стратификацию системы «Журналистика».