Сканер представляет собой устройство ввода ПК. В них используются с зарядовой связью (ПЗС), осуществляющие преобразования оптического излучения в электрический заряд. Изображения в сканерах сканируется построчно. Лист исходного носителя освещается белым светом с равномерным спектром. Отраженный свет попадает на линейку ПЗС, преобразуется в аналоговый сигнал, затем в цифровую форму с помощью АЦП и передается в компьютер для дальнейшей обработки. В простейшем случае сканер распознает только два значения, черное и белое.
Более сложные цветные модели могут распознавать цветное изображение. Распознавание цветов основано на аддитивном сложении цветов. В таких сканерах используется RGB модель. Отраженный от оригинала белый свет в цветных сканерах попадает на линейку ПЗС через систему фильтров, разлагающий его на три компонента (RGB). ПЗС – матрица в этом случае состоит из трех линеек, каждая из которых воспринимает свой цвет. Тот же самый принцип действия используется для получения копий графических материалов в цифровых ксероксах.
Сканеры бывают ручные, барабанные, планшетные и листовые:
1. Ручные – самые маленькие, дешевые, с худшими характеристиками, изжили себя.
2. Барабанные – для профессиональных издателей, разрешение до 32000 dpi, оригинал наклеивается на барабан, сканируется изображение долго.
3. Планшетные сканеры – самые распространенные: достаточно высокие характеристики, большой выбор, приемлемая цена, оригинал для сканирования м.б. в любой форме.
4. Листовые – приставки к принтерам, похожи на барабанные. Сканируют только отдельные листы, цена низкая, цель их – получение комплекта «сканер + принтер = копир». Характеристики – средние.
Подключается сканер к системе с помощью одного из стандартных интерфейсов или с помощью специальной карты входящий в комплект.
В комплекс поставки сканера часто входят программы обработки изображений и OCR – программы (Optical Character Recognition). Сканер должен иметь свой специальный драйвер. Обычно используется стандарт TWAIN – драйверов (применяется для Image – устройств). С помощью OCR можно сканировать изображения с помощью TWAIN совместимого сканера. Отсканированный текст представляет собой графическое изображение. С помощью OСR программ это изображение преобразовано в ASCII код, который в дальнейшем может быть образован текстовым редактором. Современные OСR программы обеспечивают автоматическую или ручную настройку яркости и контрастности. Для шрифтов размером 8пт или более изображение достаточно разрешения 300 dpi, для меньших шрифтов - 600 dpi. 1200, 2400 dpi обычно используются для сканирования слайдов и фотопленок, для чего к сканерам должны прилагаться дополнительные устройства, называемые слайд - адаптерами. OСR программа должна быть много алфавитной, что бы иметь возможность распознавать символы различных алфавитов. Новые версии OСR программ помимо машинного позволяют распознавать рукописный текст и текст на бланках. Распознаванию рукописного текста предшествует процедура обучения OСR программы, которая заключается в сканировании образцовых начертаний символов и указаний соответствует между этими символами и буквами алфавита. Самой распространенной OСR программой является Fine Reader.
Этапы распознавания текста:
1. Сканирование изображения полученного графического файла.
2. Сегментирование сканированного изображения (выделения блоков текста, блока таблиц, блоков рисунков). Производиться автоматически и может быть скорректировано вручную. В изображении могут быть указаны нераспознаваемые зоны.
3. Распознавание текста. Текст распознается в блоках текста и таблиц. Иногда этапы 2 и 3 объединяют.
4. Проверка полученного текста. Уточняются неточно распознанные символы, проверяется орфография. Этот этап может быть пропущен.
5. Сохранение полученного документа в файле. Чаще всего используются форматы txt, doc, PDF.
8. Дополнительные возможности (Слайд – адаптер и т.д.)
9. Массогабаритные характеристики;
10. Ресурс работы, копий;
11. Тип лампы (люминисцентная , светодиодная, галогенная)
12. Потребляемая мощность.
Клавиатура - одно из основных устройств ввода, не смотря на сильную конкуренцию мыши. Базовый элемент клавиатуры – клавиша. По конструктивному исполнению клавиши можно разделить на:
- штыревые,
- с микропереключателями,
- сенсорные,
- с герконами.
Контроллер клавиатуры реализован на микро ЭВМ 8048, располагается в самой клавиатуре. Он осуществляет защиту от дребезга контактов, формирует скан - код нажатой клавиши и по последовательному каналу связи отправляет его на системную плату. На системной плате располагается системный контроллер клавиатуры, например, на микроЭВМ 8042, которая преобразует скан - код нажатой клавиши в код ASCII, записывает его в буфер клавиатуры и формирует сигнал - запрос на прерывание с номером 1. В ответ на запрос процессор запускает подпрограмму обработки прерывания, которая содержится в BIOS, и отправляет ASCII - код нажатой клавиши одной из работающих программ. Буфер клавиатуры - это часть ОЗУ, представляющая стек с дисциплиной FIFO. При переполнении буфера выдается звуковой сигнал. Каждый элемент стека имеет объем 2B : 1B под скан - код и 1B под ASCII код. На время обработки прерывания клавиатура блокируется.
Параметры клавиатуры:
- тип клавиш;
- поддерживаемые кодировки;
- ресурс, тыс. нажатий клавиш;
- количество клавиш и их назначение;
- интерфейс (стандартная клавиатура, PС/2, USB);
- скорость набора символов, симв./сек. (BIOS);
- задержка перед нажатием очередной клавиши, мс (BIOS);
- количество одновременно нажимаемых и фиксируемых клавиш;