Принципиальная схема магнитной записи звука дана на рис. 1. На обмотку 3 головки записи по линии микрофон — усилитель записи 2 поступает переменный ток звуковой частоты, возникающий в микрофоне под воздействием звукового давления действующего на мембрану микрофона 1. В головке записи 4 наводится переменный магнитный поток, часть его выходит за пределы сердечника в месте магнитного зазора 5 головки и называется магнитным потоком рассеяния 6. Магнитная лента 7, перемещаясь с постоянной скоростью и плотно прилегая к магнитному зазору, пересекается потоком рассеяния. При этом на ней образуется как бы магнитное изображение 8 записанного электрического сигнала.
Для записи звука на магнитную лен- ту в головках записи применяются кольцевые сердечники, выполненные из сплава,
Рис. 1. Принципиальная схема
магнитной записи звука
имеющего достаточно высокую магнитную проницаемость.
Магнитная лента имеет ферромагнитный слой (феррит кобальта).
Для записывающей головки сердечник выполнен из двух полуколец. Собранные из изолированных друг от друга пластин, они уменьшают влияние вихревых токов при записи. Это улучшает частотную характеристику на верхних частотах. Катушки головки намотаны медным проводом с соответствующим количеством витков. При работе головку помещают в корпус — экран, предохраняющий ее от влияния внешних магнитных полей.
Магнитная запись звука имеет ряд преимуществ: не требуется химико-фотографической обработки; благодаря возможности стирания записи звуконоситель может быть использован для записи многократно; обеспечивается достаточно высокий динамический и частотный диапазон записи.
Фотографическая запись звука –
производится на светочувствительную мелкозернистую кинопленку пишущим световым штрихом. Пишущий штрих представляет собой яркую световую полоску прямоугольной формы, которая, действуя на светочувствительный слой равномерно движущейся кинопленки, оставляет на ней фотографический след, соответствующий записываемому звуку. После химико-фотографической обработки кинопленки на ней появляется фотографическая фонограмма. На рис. 2 показана принципиальная схема фотографической записи звука, где в качестве светомодулятора используется зеркальный гальванометр.
Рис. 2. Принципиальная схема фотографической записи звука
Источник света — лампа накаливания 1, питаемая постоянным током, с линзовым конденсором 2 — равномерно освещает вырез-маску 3. В данной схеме вырез-маска имеет треугольную форму. Ахроматическая линза 4 проецирует изображение выреза маски через зеркальце гальванометра 5 и коллективную линзу 7 на механической щели 8 в виде светового пятна 9. Освещенный участок механической щели проецируется микрообъективом 10 на кинопленку 12 в уменьшенном виде. Это изображение и служит пишущим штрихом 11.
Звуковые колебания, поступающие в микрофон, преобразуются им в колебания электрического тока, которые поступают в обмотку зеркального гальванометра 6, предварительно усиленные усилителем записи. Зеркальце гальванометра начинает совершать крутильные колебания, при этом изображение выреза-маски
перемещается по механической щели, изменяя засвечиваемый участок. В результате на кинопленке меняется длина пишущего штриха, т. е. звук будет записан в виде фонограммы переменной ширины.
Рисунок фонограммы зависит от формы выреза-маски.
Фотографическая фонограмма, как и магнитная, характеризуется частотным и динамическим диапазонами.
Частотный диапазон зависит в основном от двух величин — от скорости движения кинопленки перед пишущим штрихом и ширины пишущего штриха. Чем больше скорость движения кинопленки при записи, тем шире частотный диапазон. Чем уже пишущий штрих, тем шире частотный диапазон.
Ширина пишущего штриха при фотографической записи фонограммы 35-мм кинофильма равна примерно 12 мкм. При таком штрихе и скорости движения кинопленки 456 мм/с частотный диапазон записи лежит в пределах от 50 до 12 000 Гц.
Динамический диапазон записи звука воспринимается на слух как разность уровней громкости самого громкого и самого тихого звуков; он меньше, чем при естественном звучании, и составляет 35— 40 дБ. При записи динамический диапазон определяется шириной звуковой дорожки, разностью амплитуд записи самого громкого и самого тихого звуков. Сужение динамического диапазона происходит из-за недостаточной ширины звуковой дорожки. Кроме того, самый тихий звук по громкости должен быть достаточным, чтобы не маскироваться шумом звуковоспроизводящего тракта киноустановки и шумом зрительного зала. Громкость самых громких звуков не должна вызывать раздражение у зрителей первых рядов зрительного зала.
Прозрачные участки на звуковой дорожке при эксплуатации фильма быстро загрязняются, на них появляются царапины. Загрязнение и царапины фонограммы воспроизводятся как шум.
Фотографическая фонограмма обладает достаточно высокими частотным и динамическим диапазонами и обеспечивает высокое качество звукопередачи при демонстрировании кинофильмов.
Фотографическая фонограмма относительно просто совмещается с изображением при монтаже кинофильма, ее видно.
При производстве фильмокопий фонограмма печатается на кинопленку фотографическим путем вместе с изображением. Тогда как при производстве фильмокопий с магнитном фонограммой применяется электрическое копирование: на каждую фильмокопию электрическим путем переписывается фонограмма с оригинала.
Запись звука с помощью одного или нескольких микрофонов, соединенных параллельно, дает одну звуковую дорожку. Такая фонограмма называется одноканальной. При воспроизведении фонограммы источником звука является громкоговоритель, расположенный за экраном или сбоку от экрана. Поэтому зритель слышит звук, идущий все время из одного места — громкоговорителя, в то время как изображение звучащего объекта перемещается в пределах кадра. Это несоответствие обусловливает разрыв зрительного и звукового образов. Этот недостаток одноканальной записи особенно сильно ощущается при демонстрировании кинофильмов на широких экранах.
Для производства широкоформатных фильмов применяют звукозаписывающие системы с шестиканальной записью звука. Система имеет несколько микрофонов, работающих каждый па свой канал записи. В результате получается несколько фонограмм.