В системном понимании, решение проблемы – многослойный, итеративный информационный процесс, включающий:
1. Слой генерации, предполагающий выполнение операций по идентификации проблемной ситуации, оценке имеющихся ресурсов, определению ограничений и допустимых целей действия, а так же потенциальных способов их достижения, в совокупности позволяющих ответить на вопросы: «в чем заключается суть проблемы?» и «как можно действовать в сложившейся ситуации?».
2. Слой оценки, включающий операции по определению критериев и показателей эффективности, моделированию предстоящих действий, а так же оценку возможных исходов и последствий, позволяющих ответить на вопросы: «какой эффект следует ожидать от реализации того или иного решения?» и «чего не следует делать, чтобы не совершить непоправимой ошибки?».
3. Слой выбора способов действий, включающий операции по обсуждению оснований, говорящих «за» или «против» той или иной линии поведения и, собственно, акт принятия решений, отвечающий на вопросы: «как лучше действовать?» и «чего следует опасаться?».
Оказывается (и это подтверждается опытом исследовательских работ), что многочисленные системные ошибки обусловлены не просчетами выбора, а являются следствием ограниченного набора исходных способов разрешения проблемы и неполным пониманием ее сути. Именно в слоях генерации и анализа проблемы сосредоточено самое узкое звено процесса принятия решения, менее всего обеспеченное научными методами и средствами.
1. Исследование системы взаимодействий анализируемых объектов с окружающей средой:
· Проведение границы между исследуемой системой и окружающей средой
· Определение реальных ресурсов такого взаимодействия
· Рассмотрение взаимодействий исследуемой системы с системой более высокого уровня
Учет влияния среды на функционирование изучаемой системы – необходимый компонент любого системного исследования. В теории системного анализа эта проблема считается неформализуемой в том смысле, что не существует универсальных методов учета факторов влияния среды применительно к любой системе. Вместе с тем в практике выработаны следующие полезные правила:
· Количество отношений, связей и взаимодействий между системой и средой не должно быть слишком большим
· Все возможные воздействия среды изучаемой системы должны быть типизированы, сведены в некоторые группы по признаку общности, ожидаемого эффекта, влияния на систему. Для этого полезно использовать принцип Арманда, суть которого заключается в разделении всех воздействий среды на 3 класса: константы, существенные, шумы.
2. Разработка множества имитационных моделей, описывающих влияние того или иного взаимодействия на поведение объекта исследования (речь идет о разработке частных моделей, каждая из которых решает свои специфические задачи)
3. Конструирование моделей принятия решений
Исследования в этой области включают:
· Построение теории оценки эффективности принятия решений или сформированных планов и программ
· Решение проблемы многокритериальности в оценках альтернатив решения или планирования
· Исследование проблем неопределенности, связанной с неопределенностью экспертных суждений и с упрощение представлений определения системы
· Разработка проблемы агрегирования индивидуальных предпочтений на решения, затрагивающие интересы разных сторон, которые влияют на поведение системы
· Изучение специфических особенностей социально-экономических критериев эффективности