русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Организационная структура Центрального банка


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2568; Нарушение авторских прав


Интересная литература

Литература по ТСиСА

Литература

  1. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. — М., 1983.
  2. Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор. // Исследование по общей теории систем: Сборник. — М.: Прогресс, 1969.
  3. Голубков Е. П. Методы системного анализа при принятии управленческих решений. — М.: Знание, 1973.
  4. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. — М., 1959.
  5. Д.Клир. Системология. Автоматизация решения системных задач. — 1990.
  6. Месарович, Такахара. Общая теория систем. Математические основы.
  7. Джозеф О'Коннор. Искусство системного мышления. — М.: 2006.
  8. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. — М: Наука, 1981.
  9. Перегудов Ф.П., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. — 1989.
  10. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении. — 2003
  11. Системный анализ в логистике. Учебник. — 2002.
  12. Экономическая кибернетика. Часть IV. Основы системного анализа. — Л.ЛФЭИ. 1976.
  13. Основы теории систем и системного анализа. — С.Петербург. СПбГТУ. 2001.
  14. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем: история, теория, практика. — СПб. СПбГУЭФ. 1997.
  15. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. — М. 1975.
  1. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. — М.:2000.
  2. Альтшуллер Г. Теория и алгоритмы решения изобретательских задач.
  3. Мороз Ю. Бизнес. Пособие для гениев. www.shsd.ru
  4. Мороз Ю. Истина в тезисах. www.shsd.ru
  5. Станислав Лем. Сумма технологии.
  6. Паршев А. Почему Россия не Америка.
  7. Уилсон Р.А. Квантовая психология. Как работа Вашего мозга программирует Вас и Ваш мир.

 

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.



Подотчетность Банка России проявляется в:

— процедуре назначения (выбора) руководства Банка — Председателя и членов Совета директоров;

—процедуре отчетности и проведении парламентских слушаний о деятельности Банка с участием его представителей;

правилах, оговаривающих степень невмешательства Думы в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

Независимость Банка России проявляется, прежде всего, в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый инсти­тут, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Центральный банк России, являясь государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресур­сов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтвер­ждается наличием дефицита Федерального бюджета.

В результате образуется внутренний и внешний государственный долг. Как Цен­тральный банк должен участвовать в его покрытии, в каких размерах должна проводить­ся эмиссия под прямое кредитование Правительства, какой тип денежной реформы — девальвация или же деноминация — может помочь Правительству в решении его задач, определяется Центральным банком. В этом и проявляется принцип независимости Цен­трального банка.

Если Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем денежно-кредитной политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами — налогами, амортизационной политикой и государственными инвестициями.

В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и о сохра­нении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Пра­вительства Агентство по реструктуризации кредитных организаций призвано обеспечи­вать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обяза­тельств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков явля­ется на сегодня центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.

 

 

Принцип независимости Центрального банка проявляется также в передаче функ­ций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на сче­тах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюд­жетными средствами.

Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства явля­ется то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная гло­бальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о со­стоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.

Итак, принцип независимости Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организа­ции денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обя­зательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Россий­ской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защи­тить свой статус и полномочия в судебном порядке.

Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Принципы организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

— Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной струк­турой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные за­ведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;

— национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без раз­решения Совета директоров;

— задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются По­ложением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом ди­ректоров;

—когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учрежде­ниями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государствен­ных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;

—Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответст­вующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.

Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделе­ний подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего, качественный ха­рактер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.

В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функ­ционируют более 20 департаментов:

— Сводный экономический департамент;

— Департамент исследований, информации и статистики;

— Департамент бухгалтерского учета и отчетности;

— Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;

— Департамент методологии и организации расчетов;

— Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;

— Департамент пруденциального банковского надзора;

— Департамент по организации банковского санирования;

— Департамент иностранных операций;

— Департамент регулирования денежного обращения;

— Департамент эмиссионно-кассовых операций;

Департамент информатизации;

— Юридический департамент;

— Департамент внутреннего аудита и ревизий;

— Административный департамент;

— Департамент подготовки персонала;

— Департамент операций на открытом рынке;

— Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках;

— Департамент валютного регулирования и валютного контроля;

— Департамент инспектирования кредитных организаций;

— Департамент телекоммуникаций;

— Департамент полевых учреждений;

— Департамент общественных связей. Подразделениями Банка России являются:

— Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;

— Главное управление безопасности и защиты информации;

— Главное управление недвижимости;

— Управление специальной связи.

Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые кана­лы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными орга­нами государственного управления, а также органами территориального управления.

Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень неза­висимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.

Внутренние: организационная структура, где выделены департаменты; распреде­ление ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус тер­риториальных подразделений.

Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председа­тель Банка России и 12 членов Совета.

Совет директоров — это высший исполнительный орган Центрального банка Рос­сии, который отвечает за практическую реализацию его целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:

— создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;

— установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответст­вии с Федеральным законом «О Центральном банке»;

— величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;

— изменение процентных ставок Банка России;

— определение лимитов операций на открытом рынке;

— участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

— применение прямых количественных ограничений;

— выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска налич­ных денег;

— внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капи­тала Банка России;

— утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;

— утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначе­ния руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

— определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Рос­сийской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами ме­стного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и про­являются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Пра­вительства и координирует свою политику с Министерством экономики. Министерст­вом Финансов и Правительством в целом. Банк России осуществляет операции с феде­ральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами без взимания комис­сионного вознаграждения, с бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.

Все эти задачи Банк России решает с помощью созданного при нем Национального банковского Совета, который состоит из представителей палат Федерального Собрания, Президента, Правительства, кредитных организаций, а также экспертов.

3. Функции Центрального банка

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в За­кон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку предписано множество функций, которые не противоречат международной практике работы центральных банков. Центральный банк выполняет следующие основные функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, органи­зует систему рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

— осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Фе­дерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

— осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

— определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

— организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Феде­рации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федера­ции в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Реализация этих функций опирается на:

— проведение разумной и последовательной макроэкономической политики;

— стимулирование эффективного функционирования рынков;

— развитую систему экономического регулирования, включающую хозяйственное законодательство, международно признанные нормы в сфере учета и отчетности, систе­му независимого аудита;

—использование механизмов, позволяющих защищать устойчивость банковской системы, а также эффективно разрешать возникающие у банков проблемы, такие, как реабилитация и вывод обанкротившихся банков с рынка. Банкротство в рыночной эко­номике неизбежно, так как это сопутствующий элемент принятия хозяйствующим субъ­ектом рисков.

Все многообразие функций Центрального банка можно свести к следующим основным за­дачам. Центральный банк призван быть:

эмиссионным центром страны, т.е. он осуществляет монопольную эмиссию банкнот. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнот­ной эмиссии;

«банком банков», поскольку в двухуровневой банковской системе его главной кли­ентурой являются коммерческие банки, которые работают с предпринимателями и населе­нием. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставляет им кре­дитную поддержку и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков,

 

«банкиром» Правительства, от имени Правительства он управляет внешним и внутренним государственным долгом, т.е. размещает, погашает и проводит другие опе­рации с государственными ценными бумагами, предоставляет кредиты Правительству и выполняет расчетные операции для него, хранит золотовалютные резервы и проводит политику их наращивания;

органом регулирования экономики посредством проведения денежно-кредитной политики.

Политика ЦБ в реализации своих функций сочетает интересы политики Правитель­ства, нацеленной прежде всего на подъем экономики, интересы промышленных пред­принимателей, направленные на стимулирование инвестиционных возможностей, инте­ресы профсоюзов, обусловленные стремлением сократить безработицу и расширить за­нятость, а также и в первую очередь собственные интересы — повышение устойчивости финансовых систем.

Взаимоотношения ЦБ и Правительства в сфере проведения денежно-кредитной по­литики обычно сводятся к так называемой финансовой конституции, т.е. к закрепленным принципам взаимоотношений с федеральным бюджетом. Для правительства основными вопросами являются проблемы погашения дефицита бюджета, внешнего и внутреннего долга, которые часто решаются с помощью денежной эмиссии.

Налично-денежное обращение— это движение наличных денег в хозяйственном обороте, которое осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металличе­ских монет, других кредитных инструментов— векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек. Часто под наличными деньгами понимают только монеты и банкно­ты, хотя в наличном обращении можно рассчитываться всеми перечисленными видами денег. Но основу наличных денег безусловно составляют банкноты и разменная монета.

Банкнотная эмиссия — это прерогатива Центрального банка. Перед ним всегда сто­ит задача определения количественной меры выпуска банкнот, оценки скорости обра­щения денежной единицы, а также методов регулирования их обращения.

Монополия Центрального банка на эмиссию банкнот позволяет выделить в его со­ставе специальное подразделение, непосредственно осуществляющее эмиссионно-кассовую работу: печатание, дизайн, или оформление денег, и разработку способов за­щиты их от подделки. Банкноты выпускаются на особой бумаге строго определенного достоинства. В промышленно развитых странах значение эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, поскольку доля наличных денег в денежной массе невелика (меньше 10%). Но и там банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы.

В России же значение эмиссии больше, так как доля наличных денег составляет по­рядка 80% в общем объеме денежной базы.

Банкноты эмитируются в Центральном банке и, как правило, имеют обеспечение в форме его активов, основными статьями которых обычно являются официальные золо­товалютные резервы, государственные и прочие ценные бумаги, а также кредиты бан­ковским институтам, предоставленные под залог ценных бумаг.

Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, поскольку ЦБ увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд Федеральному правительству — для покрытия дефицита государственного бюджета — и коммерческим банкам. Повышая остатки на счетах, т.е. на депозитах, он и осуществляет депозитную эмиссию. Отличительной осо­бенностью Центрального банка в сравнении с другими кредитными институтами являет­ся то, что он сам (через эмиссию) создает для себя ресурсы кредитования. Возможности же коммерческих банков самостоятельно создавать наличные средства крайне ограни­ченны. Они могут осуществлять безналичные платежи, предоставлять кредиты и получать наличные деньги только в пределах остатков средств на своем расчетном счете в Центральном банке. Но иногда коммерческие банки тоже участвуют в создании депози­тов или увеличивают безналичные деньги на своих счетах через развитие разных форм кредитных операций, систем денежных переводов и ускорением обращения денег. Это так называемый мультипликационный эффект расширения банковских депозитов. По своей природе банковское дело связано с принятием множества рисков:

— кредитный риск;

— рыночный риск, связанный с валютным курсом;

— процентный риск, связанный с неблагоприятным изменением процентных ставок;

— правовой риск и другие, которые всегда повышают риск ликвидности. Поэтому депозитная эмиссия коммерческих банков только усиливает риски и ведет к банкротст­ву. Зная это, коммерческие банки не стремятся к ее разрешению.

Размер депозитной эмиссии в коммерческих банках также регулируется Централь­ным банком с использованием как прямых, так и косвенных методов. Если до 1998 г. для всех банков величина эмиссии определялась лимитами кредитования, которые спуска­лись банком на основе их заявок (прямой метод), то в настоящее время процедура иная. Коммерческим банкам, имеющим корреспондентские счета в Центральном банке, эмис­сия ограничивается, с одной стороны, размером фактических остатков средств на этих счетах, а с другой — установленными ЦБ коэффициентами ликвидности и нормативами резервных требований (косвенный метод).

Для коммерческих банков, осуществляющих свои расчеты через систему межфили­альных оборотов, устанавливается объем кредитных вложений за счет привлеченных ресурсов, в том числе централизованных (прямой метод). Однако как лимиты выпуска наличных денег в обращение, так и ограничения безналичной депозитной эмиссии уста­навливаются без увязки с основными макроэкономическими показателями и прочими факторами, влияющими на величину денежной массы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы к экзамену | Капитал коммерческого банка. Структура банковского капитала


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.