Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. — М., 1983.
Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор. // Исследование по общей теории систем: Сборник. — М.: Прогресс, 1969.
Голубков Е. П. Методы системного анализа при принятии управленческих решений. — М.: Знание, 1973.
Эшби У. Р. Введение в кибернетику. — М., 1959.
Д.Клир. Системология. Автоматизация решения системных задач. — 1990.
Месарович, Такахара. Общая теория систем. Математические основы.
Джозеф О'Коннор. Искусство системного мышления. — М.: 2006.
Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. — М: Наука, 1981.
Перегудов Ф.П., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. — 1989.
Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении. — 2003
Системный анализ в логистике. Учебник. — 2002.
Экономическая кибернетика. Часть IV. Основы системного анализа. — Л.ЛФЭИ. 1976.
Основы теории систем и системного анализа. — С.Петербург. СПбГТУ. 2001.
Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем: история, теория, практика. — СПб. СПбГУЭФ. 1997.
Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. — М. 1975.
Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. — М.:2000.
Альтшуллер Г. Теория и алгоритмы решения изобретательских задач.
Мороз Ю. Бизнес. Пособие для гениев. www.shsd.ru
Мороз Ю. Истина в тезисах. www.shsd.ru
Станислав Лем. Сумма технологии.
Паршев А. Почему Россия не Америка.
Уилсон Р.А. Квантовая психология. Как работа Вашего мозга программирует Вас и Ваш мир.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Подотчетность Банка России проявляется в:
— процедуре назначения (выбора) руководства Банка — Председателя и членов Совета директоров;
—процедуре отчетности и проведении парламентских слушаний о деятельности Банка с участием его представителей;
— правилах, оговаривающих степень невмешательства Думы в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.
Независимость Банка России проявляется, прежде всего, в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Центральный банк России, являясь государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.
Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.
В результате образуется внутренний и внешний государственный долг. Как Центральный банк должен участвовать в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под прямое кредитование Правительства, какой тип денежной реформы — девальвация или же деноминация — может помочь Правительству в решении его задач, определяется Центральным банком. В этом и проявляется принцип независимости Центрального банка.
Если Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем денежно-кредитной политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами — налогами, амортизационной политикой и государственными инвестициями.
В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и о сохранении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Правительства Агентство по реструктуризации кредитных организаций призвано обеспечивать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обязательств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.
Принцип независимости Центрального банка проявляется также в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.
Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.
Итак, принцип независимости Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.
Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Принципы организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:
— Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
— национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
— задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
—когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
—Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего, качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.
В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют более 20 департаментов:
— Сводный экономический департамент;
— Департамент исследований, информации и статистики;
— Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
— Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
— Департамент методологии и организации расчетов;
— Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
— Департамент пруденциального банковского надзора;
— Департамент по организации банковского санирования;
— Департамент иностранных операций;
— Департамент регулирования денежного обращения;
— Департамент эмиссионно-кассовых операций;
Департамент информатизации;
— Юридический департамент;
— Департамент внутреннего аудита и ревизий;
— Административный департамент;
— Департамент подготовки персонала;
— Департамент операций на открытом рынке;
— Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках;
— Департамент валютного регулирования и валютного контроля;
— Департамент инспектирования кредитных организаций;
— Департамент телекоммуникаций;
— Департамент полевых учреждений;
— Департамент общественных связей. Подразделениями Банка России являются:
— Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
— Главное управление безопасности и защиты информации;
— Главное управление недвижимости;
— Управление специальной связи.
Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.
Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.
Внутренние: организационная структура, где выделены департаменты; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.
Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Совет директоров — это высший исполнительный орган Центрального банка России, который отвечает за практическую реализацию его целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:
— создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;
— установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке»;
— величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;
— изменение процентных ставок Банка России;
— определение лимитов операций на открытом рынке;
— участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
— применение прямых количественных ограничений;
— выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска наличных денег;
— внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капитала Банка России;
— утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;
— утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
— определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.
Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и проявляются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства и координирует свою политику с Министерством экономики. Министерством Финансов и Правительством в целом. Банк России осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения, с бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.
Все эти задачи Банк России решает с помощью созданного при нем Национального банковского Совета, который состоит из представителей палат Федерального Собрания, Президента, Правительства, кредитных организаций, а также экспертов.
3. Функции Центрального банка
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку предписано множество функций, которые не противоречат международной практике работы центральных банков. Центральный банк выполняет следующие основные функции:
— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
— устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
— осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
— осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
— определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
— организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Реализация этих функций опирается на:
— проведение разумной и последовательной макроэкономической политики;
— развитую систему экономического регулирования, включающую хозяйственное законодательство, международно признанные нормы в сфере учета и отчетности, систему независимого аудита;
—использование механизмов, позволяющих защищать устойчивость банковской системы, а также эффективно разрешать возникающие у банков проблемы, такие, как реабилитация и вывод обанкротившихся банков с рынка. Банкротство в рыночной экономике неизбежно, так как это сопутствующий элемент принятия хозяйствующим субъектом рисков.
Все многообразие функций Центрального банка можно свести к следующим основным задачам. Центральный банк призван быть:
—эмиссионным центром страны, т.е. он осуществляет монопольную эмиссию банкнот. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии;
— «банком банков», поскольку в двухуровневой банковской системе его главной клиентурой являются коммерческие банки, которые работают с предпринимателями и населением. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставляет им кредитную поддержку и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков,
— «банкиром» Правительства, от имени Правительства он управляет внешним и внутренним государственным долгом, т.е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, предоставляет кредиты Правительству и выполняет расчетные операции для него, хранит золотовалютные резервы и проводит политику их наращивания;
— органом регулирования экономики посредством проведения денежно-кредитной политики.
Политика ЦБ в реализации своих функций сочетает интересы политики Правительства, нацеленной прежде всего на подъем экономики, интересы промышленных предпринимателей, направленные на стимулирование инвестиционных возможностей, интересы профсоюзов, обусловленные стремлением сократить безработицу и расширить занятость, а также и в первую очередь собственные интересы — повышение устойчивости финансовых систем.
Взаимоотношения ЦБ и Правительства в сфере проведения денежно-кредитной политики обычно сводятся к так называемой финансовой конституции, т.е. к закрепленным принципам взаимоотношений с федеральным бюджетом. Для правительства основными вопросами являются проблемы погашения дефицита бюджета, внешнего и внутреннего долга, которые часто решаются с помощью денежной эмиссии.
Налично-денежное обращение— это движение наличных денег в хозяйственном обороте, которое осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов— векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек. Часто под наличными деньгами понимают только монеты и банкноты, хотя в наличном обращении можно рассчитываться всеми перечисленными видами денег. Но основу наличных денег безусловно составляют банкноты и разменная монета.
Банкнотная эмиссия — это прерогатива Центрального банка. Перед ним всегда стоит задача определения количественной меры выпуска банкнот, оценки скорости обращения денежной единицы, а также методов регулирования их обращения.
Монополия Центрального банка на эмиссию банкнот позволяет выделить в его составе специальное подразделение, непосредственно осуществляющее эмиссионно-кассовую работу: печатание, дизайн, или оформление денег, и разработку способов защиты их от подделки. Банкноты выпускаются на особой бумаге строго определенного достоинства. В промышленно развитых странах значение эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, поскольку доля наличных денег в денежной массе невелика (меньше 10%). Но и там банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы.
В России же значение эмиссии больше, так как доля наличных денег составляет порядка 80% в общем объеме денежной базы.
Банкноты эмитируются в Центральном банке и, как правило, имеют обеспечение в форме его активов, основными статьями которых обычно являются официальные золотовалютные резервы, государственные и прочие ценные бумаги, а также кредиты банковским институтам, предоставленные под залог ценных бумаг.
Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, поскольку ЦБ увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд Федеральному правительству — для покрытия дефицита государственного бюджета — и коммерческим банкам. Повышая остатки на счетах, т.е. на депозитах, он и осуществляет депозитную эмиссию. Отличительной особенностью Центрального банка в сравнении с другими кредитными институтами является то, что он сам (через эмиссию) создает для себя ресурсы кредитования. Возможности же коммерческих банков самостоятельно создавать наличные средства крайне ограниченны. Они могут осуществлять безналичные платежи, предоставлять кредиты и получать наличные деньги только в пределах остатков средств на своем расчетном счете в Центральном банке. Но иногда коммерческие банки тоже участвуют в создании депозитов или увеличивают безналичные деньги на своих счетах через развитие разных форм кредитных операций, систем денежных переводов и ускорением обращения денег. Это так называемый мультипликационный эффект расширения банковских депозитов. По своей природе банковское дело связано с принятием множества рисков:
— кредитный риск;
— рыночный риск, связанный с валютным курсом;
— процентный риск, связанный с неблагоприятным изменением процентных ставок;
— правовой риск и другие, которые всегда повышают риск ликвидности. Поэтому депозитная эмиссия коммерческих банков только усиливает риски и ведет к банкротству. Зная это, коммерческие банки не стремятся к ее разрешению.
Размер депозитной эмиссии в коммерческих банках также регулируется Центральным банком с использованием как прямых, так и косвенных методов. Если до 1998 г. для всех банков величина эмиссии определялась лимитами кредитования, которые спускались банком на основе их заявок (прямой метод), то в настоящее время процедура иная. Коммерческим банкам, имеющим корреспондентские счета в Центральном банке, эмиссия ограничивается, с одной стороны, размером фактических остатков средств на этих счетах, а с другой — установленными ЦБ коэффициентами ликвидности и нормативами резервных требований (косвенный метод).
Для коммерческих банков, осуществляющих свои расчеты через систему межфилиальных оборотов, устанавливается объем кредитных вложений за счет привлеченных ресурсов, в том числе централизованных (прямой метод). Однако как лимиты выпуска наличных денег в обращение, так и ограничения безналичной депозитной эмиссии устанавливаются без увязки с основными макроэкономическими показателями и прочими факторами, влияющими на величину денежной массы.