русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Прямое произведение множеств


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1678; Нарушение авторских прав


Упорядоченное множество

Упорядоченным множеством (или кортежем) называется последовательность элементов, то есть совокупность элементов, в которой каждый элемент занимает определенное место. Сами элементы — компоненты кортежа.

Пример 1. Множество людей, стоящих в очереди, множество слов в фразе, алфавит. Во всех этих множествах место каждого элемента является вполне определенным и не может быть произвольно изменено.

Число элементов кортежа называется его длиной. Обозначают кортеж скобками «< >», иногда круглыми «( )». А=<a1, a2, ..., an>. Кортежи длины 2 называются упорядоченными парами, 3 — тройками, n-ками.

Частный случай: кортеж длины 1 — <a>

кортеж длины 0 — < > или ∧ — пустой кортеж.

Отличие кортежа и обыкновенного множества: в кортеже могут быть одинаковые элементы.

Упорядоченные множества, элементами которых являются вещественные числа, будем называть векторами или точками пространства (n-мерного).

Так, кортеж <a1, a2> может рассматриваться как точка на плоскости или вектор, проведенный из начала координат в данную точку. Тогда компоненты a1, a2 — проекции вектора на оси 1 и 2.

Пр1 <a1, a2> = a1, Пр2 <a1, a2> = a2, Прi <a1, a2, a3>= ai, Пр12 <a1, a2, a3>= <a1, a2> — двухэлементный кортеж. Проекция кортежа на пустое множество осей — пустой кортеж.

Обобщая эти понятия, будем рассматривать упорядоченное n-элементное множество вещественных чисел (a1, ..., an) как точку в воображаемом n–мерном пространстве (иногда называемом гиперпространством), или как n-мерный вектор. При этом компоненты n-элементного кортежа а будем рассматривать как проекции этого кортежа на соответствующие оси.

Прi a = ai, i=1,2,...,n

Прi,j,...,l a = <ai, aj, ..., al>, i=1,2,...,n

Два вектора равны, если они имеют одинаковую длину и соответствующие координаты их равны.



<a1, ..., am> = <b1, ..., bn> ⇔ m = n и a1 = b1, b1 = b2, ...

Компонентами кортежа (вектора) могут быть также компоненты кортежи (векторы):

Пример. Слова в предложении,

A = < <a1, a2>, <a1, a3>, <a2, a3> >

Прямым (декартовым) произведением множеств X и Y называется множество, состоящее из всех тех и только тех упорядоченных пар, первая компонента которых принадлежит множеству X, а вторая принадлежит множеству Y.

Формально: X*Y = {<x,y>: x∈X, y∈Y}

Пример 2. Пусть X=<1,2>, Y=<1,3,4>

Тогда X*Y={<1,1>,<1,3>,<1,4>,<2,1>,<2,3>,<2,4> } См. рис. а).

Пример 3. Пусть X и Y — отрезки вещественной оси. Прямое произведение X*Y изображается заштрихованным прямоугольником. См. рис. б).

Прямое произведение изменяется при изменении порядка сомножителей т.е.

X*Y ≠ Y*X

Прямое произведение множеств X1, X2, ..., Xn — это множество, обозначаемое X1*X2*...*Xn и состоящее из всех тех и только тех кортежей длины n, правая компонента которых принадлежит X1, вторая — X2 и т.д.

Очевидно X*Y = ∅ ⇔ X = ∅ или Y = ∅.

Аналогично X1*X2*...*Xn = ∅ тогда и только тогда, когда хотя бы одно из множеств X1, X2, ..., Xn является пустым.

Частным случаем прямого произведения является понятие степеней (декартовых) множества — прямое произведение одинаковых множеств

Ms=M*M*...*M, M1=M, M0=∧.

Обычно R — множество вещественных чисел, тогда R2=R*R — вещественная плоскость и R3=R*R*R — трехмерное вещественное пространство.

Пример. A={a,b,c,d,e,f,g,h}, B={1,2,3, ...,8}

Тогда A*B ={a1, a2, a3, ..., h7, h8} — множество обозначающее все 64 клеток шахматной доски.

Пример. Пусть A — конечное множество, элементами которого являются символы (буквы, цифры, знаки препинания и т.д.). Такие множества обычно называют алфавитами. Элементы множества an называются словами длины n в алфавите A. Множество всех символов в алфавите A — это множество A* = ∪Ai = A1∪A2∪A3... . При написании слов не принято пользоваться ни запятыми, ни скобками, ни разделителями.

СЛОВО ⇔ <С,Л,О,В,О>

Теорема. Пусть a1, a2, ..., an — конечные множества и |a1| = m1, |a2|=m2, ..., |an|=mn. Тогда мощность множества a1*a2*a3*...*an равна произведению мощностей a1, a2, ..., an

|a1*a2*...*an|=|a1|*|a2|*|a3|*...*|an|= m1*m2*...*mn

Следствие |an|=|A|n



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тождества алгебры множеств | Соответствия


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.