русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 3. «Трудовые пенсии по возрасту и социальные пенсии». 2 страница


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1010; Нарушение авторских прав


В целях обеспечения прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда Совет Министров принял постановление от 31 марта 1999 г. № 448 «О некоторых вопросах, касающихся аттестации рабочих мест по условиям труда», в соответствии с которым руководители субъектов хозяйствования всех форм собственности, не обеспечившие своевременное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых на работах, предусмотренных списками, провести ее до 1 января 2000 г. Периоды работы, в течение которых по вине нанимателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии с учетом заключения, подготовленного органами Государственной экспертизы условий труда при участии уполномоченных представителей отраслевых профсоюзов, о фактической занятости в условиях, предусмотренных Списками №№1, 2. При этом наниматели возмещают Фонду соц.защиты расходы на выплату пенсий, назначенных с учетом этих периодов работы в полном объеме. 29 апреля 1999 г. приказом № 29 Министерства социальной защиты Республики Беларусь утвержден Порядок возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных с учетом периодов работы, особые условия которой не подтверждены в установленном порядке.

Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинам и 50 лет женщинам) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий, организаций, предназначенных на оплату труда до достижения работником пенсионного возраста (60 и 55 лет).

Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. В случаях простоев из-за неритмичной работы субъектов хозяйствования в специальный стаж засчитываются только те рабочие дни, в течение которых работники выполняли свои трудовые функции на работах, предусмотренных Списками. При исчислении специального стажа, дающего право на данную пенсию, количество рабочих дней, в течение которых работник, принятый на работу, предусмотренную списками, не был занят выполнением своих трудовых функций, исключается из общей продолжительности отработанного времени.



Право на льготные пенсии по состоянию здоровья имеют три категории граждан:

- военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте – мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – 50-20 лет.

- Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики – мужчины по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет, женщины – 40 - 15 лет;

- инвалиды с детства. Мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины – 50 - 20 лет.

Льготные пенсии в связи с семейным положением установлены трем категориям граждан:

1. Матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы по достижении возраста 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

2. Многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста – по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет;

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.

3. Матерям, воспитывающим детей-инвалидов (инвалидов с детства), не менее 8 лет в период до их совершеннолетия по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Отцам, воспитывающим детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия имеют право на пенсию по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на указанную пенсию в связи с ее смертью.

Пенсия по возрасту назначается независимо от состояния трудоспособности.

 

4.Социальные пенсиипредставляют собой способ материального обеспечения нетрудоспособных лиц, не имеющих по различным причинам права на трудовую пенсию. Они назначаются не в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью гражданина. Поэтому их размеры не зависят от продолжительности трудового стажа и размера заработка гражданина, а привязаны к минимальному размеру пенсии по возрасту. Численность таких получателей пенсий составляет где-то около 2%.

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию, а именно:

- инвалидам, в том числе инвалидам с детства;

- лицам, достигшим общепенсионного возраста (м.60 лет, ж. – 55 );

- детям – в случае потери кормильца, если кормилец умер вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой и не имеет никакого стажа работы;

- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и степень утраты их здоровья, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Такой перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения 16 марта 1992 г. В зависимости от степени тяжести определенных заболеваний и патологических состояний Перечень предусматривает предоставление права на получение социальной пенсии.

Социальные пенсии назначаются в следующих размерах:

- инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп – 150% минимального размера пенсии по возрасту;

- инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), лицам достигшим м.60 и ж.55 лет, детям в случае потери кормильца на каждого ребенка – 100% минимального размера пенсии по возрасту;

- инвалидам III группы – 50% минимального размера пенсии по возрасту;

- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой степени – 150%, второй – 175%, третьей – 200%, четвертой – 250% минимального размера пенсии по возрасту.

К социальной пенсии инвалидам I группы (в том числе инвалидам с детства), устанавливается надбавка на уход за ними в размере 100% минимального размера пенсии по возрасту.


Тема 4. «Трудовые пенсии по инвалидности»

1.Понятие пенсии по инвалидности, группы и причины инвалидности.

2.Условия назначения пенсий по инвалидности.

3.Пенсии при неполном стаже работы.

4.Размеры пенсий. Надбавки к пенсиям.

 

1.Пенсии по инвалидности являются одним из видов трудовых пенсий. Условия, размеры и порядок пенсионного обеспечения в связи с инвалидностью регулируются Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» и Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Инвалидность – это длительное, либо постоянная утрата трудоспособности или значительное ограничение ее, установленная МРЭК.

Лица постоянно или длительное утратившие трудоспособность, независимо от степени утраты трудоспособности признаются инвалидами.

Пенсии по инвалидности имеют как общие для всех трудовых пенсий признаки, так и специфические, определяющие особенности данного вида пенсий.

Что же такое пенсии по инвалидности?

Пенсии по инвалидности – это ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения или средств государственного бюджета, назначаемые в связи с инвалидностью одной из трех групп, в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, лицам, занимавшимся в прошлом юридически значимой деятельностью.

Пенсии по инвалидности предусмотрены разделом III (ст.27-34) Закона «О пенсионном обеспечении». Это второй по значению вид трудовой пенсии. Лица, получившие пенсии по инвалидности, составляют более 12 процентов от общего числа получателей трудовых пенсий.

Наряду с общими чертами, характерными для всех видов пенсий, пенсиями по инвалидности присущи и особенности. Они предопределяются тем, что основанием для возникновения права на указанную пенсию является инвалидность (от лат. «invalidus» – слабый, немощный). Потому основные признаки, которыми характеризуется инвалидность отражаются на условиях назначения и на размере этих пенсий (группа инвалидности и ее причина).

Инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.

Инвалидность устанавливается медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК), действующими на основании Положения о МРЭК, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1992 г. (СП Республики Беларусь 1992 № 36, ст.678).

Надо отметить то, что в мировой практике применяются два подхода к концепции инвалидности: экономический и медицинский.

При экономическом подходе значение придается такому нарушению здоровья человека, которое приводит прежде всего к полной или значительной потере профессиональной или общей трудоспособности. Но при таком рассмотрении позиции критерия инвалидности, постепенно осуществлялся переход к использованию медицинского критерия, который по своей сути обуславливает социальную защиту инвалидов. Исходя из определения инвалидности выделяется термин ограничения жизнедеятельности. Под ним понимают полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалидность подразделяется на три группы: первая, вторая и третья.

В соответствии с Инструкцией по определению инвалидности, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 февраля 1993 г. по согласованию с Госкомтрудом и Министерством социальной защиты Республики Беларусь, для I-ой группы инвалидности характерны невозможность участия в трудовой деятельности (возможно выполнение некоторых видов труда при обеспечении средствами компенсации анатомических дефектов либо нарушенных функций организма, создании специальных условий труда) и нуждаемость в постоянном постороннем уходе. Эта группа инвалидности устанавливается на 2 года.

Для II группы инвалидности характерными являются резко выраженные затруднения участия в трудовой деятельности (возможно выполнение труда только в специально созданных условиях) либо невозможность трудовой деятельности и отсутствие нуждаемости в постоянном постороннем уходе или помощи. Эта группа инвалидности устанавливается на 1 год.

Для III группы инвалидности характерны выраженные затруднения участия в трудовой деятельности (значительное уменьшение объема трудовой деятельности, снижение квалификации, затруднения в выполнении профессионального труда вследствие анатомических дефектов). Эта группа инвалидности устанавливается на 1 год.

Причинами инвалидности могут быть: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, военная травма или заболевание, полученное в период прохождения военной службы, последствия аварии на ЧАЭС, а также иные причины, установленные законодательством Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Инструкция по определению причин инвалидности определяют следующие причины инвалидности:

1) трудовое увечье или профессиональное заболевание;

2) общее заболевание (в том числе увечье, не связанное с работой, инвалидность с детства);

3) военная травма, том числе заболевание, непосредственно связанное со спецификой несения военной службы;

4) заболевание, полученное в период прохождения военной службы, но не связанное с выполнением обязанностей военной службы;

5) заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Первые две группы причин (1, 2) учитываются при назначении пенсий по общему нормативному акту – Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Две следующие (3, 4) дают право получать пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел». Для лиц, инвалидность которых наступила вследствие заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС (группа 5), установлен особый порядок исчисления пенсий по инвалидности Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

От причины инвалидности зависят условия назначения пенсии.

Согласно ст.29 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», инвалидность считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший инвалидность, произошел (кроме случаев противоправного деяния):

• при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время командировки), а также при совершении каких-либо действий в интересах предприятия или организации, хотя бы и без специального поручения;

• по пути на работу или с работы;

• на территории предприятия или в ином месте работы в течение рабочего дня (времени), включая и установленные перерывы, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы;

• вблизи предприятия или иного места работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка;

• при выполнении государственных обязанностей, заданий органов государственной власти и управления, а также общественных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, хотя бы эти задания и не были связаны с основной работой;

• при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, по охране собственности и правопорядка;

• при прохождении студентами и учащимися высших и средних специальных учебных заведений, училищ, школ, в том числе общеобразовательных, курсов по подготовке кадров, аспирантами и клиническими ординаторами производственного обучения или практики, практических занятий.

Перечень, содержащийся в названных законах, конкретизируется Инструкцией по определению причин инвалидности от 16 февраля 1993 г., которую используют МРЭК при освидетельствовании инвалидов. Согласно названной инструкции инвалидность считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай произошел:

- во время проведения субботника независимо от места его проведения, оказания шефской помощи предприятиям;

- на транспортном средстве, территории вахтового поселка с работником, который находился на сменном отдыхе;

- при аварии на производственных объектах, оборудовании;

- в рабочее время из-за нанесения телесных повреждений другим лицом либо преднамеренного убийства работника при исполнении трудовых обязанностей;

- в рабочее время на личном легковом транспорте при наличии распоряжения администрации на право пользования им для служебных поездок или по поручению администрации и другие.

Следует отметить, что некоторые пункты названной инструкции не только уточняют, но и расширяют перечень ст.29 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», что противоречит основным принципам нормотворчества. Подобная детализация, безусловно, облегчает работу МРЭК при установлении причины инвалидности и не ограничивает, а скорее расширяет права освидетельствуемого лица. Однако в закон должны быть внесены соответствующие дополнения, для того чтобы исключить возможные споры и более надежно защитить права инвалидов.

Для установления причины инвалидности от трудового увечья МРЭК должна располагать соответствующими документами, подтверждающими несчастный случай, его характер и последствия. Так, согласно Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденному постановлением Госкомтруда Республики Беларусь от 24 февраля 1994 г., основным документом о несчастном случае, связанном с производством, является акт, составленный по форме Н-1.

Профессиональными считаются заболевания, которые вызваны исключительно действием неблагоприятных производственно-профессиональных факторов (силикоз, вибрационная болезнь, интоксикация и др.), а также некоторые другие заболевания, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного производственно-профессиональных факторов, вызывающих аналогичные изменения в организме (бронхит, аллергические заболевания, катаракты и др.).

Список профессиональных заболеваний и инструкция по его применению утверждены Министерством здравоохранения Республики Беларусь 29 мая 2001 г. № 40. Право на установление группы инвалидности от профессионального заболевания предоставлено МРЭК.

Во всех остальных, специально не указанных в законе случаях, инвалидность считается вызванной общим заболеванием.

 

2.Пенсии по инвалидности назначаются независимо от того, когда наступила инвалидность, в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы с даты начала освидетельствования в МРЭК или с даты установления группы инвалидности.

В соответствии со ст.30 Закона о пенсионном обеспечении условия назначения пенсии по инвалидности зависят от ее причины. При наступлении инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания для назначения пенсии достаточно двух обстоятельств:

- установленная МРЭК группа инвалидности; трудовое увечье или профессиональное заболевание. Стаж работы, требуемый для назначения пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания не нужен.

Никакие другие обстоятельства значения не имеют.

При наступлении инвалидности вследствие общего заболевания помимо группы инвалидности и ее причины в виде общего заболевания необходимо наличие трудового стажа, продолжительность которого зависит от возраста ко времени наступления инвалидности. Возраст и стаж работы в годах составляют:

 

Возраст Стаж работы (в годах)
До достижения 23 лет
от 23 лет до достижения 26 лет
от 26 лет до достижения 31 года
от 31 года до достижения 36 лет
от 36 лет до достижения 41 года
от 41 года до достижения 46 лет
от 46 лет до достижения 51 года
от 51 года до достижения 56 лет
от 56 лет до достижения 61 года
от 61 года и старше

 

Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в период работы или после ее прекращения до достижения 20 лет, пенсии назначаются независимо от стажа работы.

При переводе с пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания необходимый стаж определяется по возрасту ко времени первоначального установления инвалидности. При этом учитывается и стаж, приобретенный после назначения пенсии по инвалидности от трудового увечья.

По общему правилу пенсия назначается на все время инвалидности, установленной МРЭК. Однако инвалидам-мужчинам старше 55 лет и женщинам старше 50 лет пенсия назначается пожизненно. Переосвидетельствование этих инвалидов производится только по их заявлению.

Пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее трех месяцев со дня установления инвалидности. Если трехмесячный срок пропущен, - то со дня обращения за пенсией.

В отличие от пенсий по возрасту пенсии по инвалидности назначаются не пожизненно, а на время инвалидности, установленной МРЭК (кроме пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, а также тем, кому инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования). Если инвалид не явился в МРЭК на переосвидетельствование в назначенный для этого срок, то выплата пенсии приостанавливается, а в случае признания его вновь инвалидом – возобновляется со дня приостановления, но не более чем за один месяц.

При пропуске срока переосвидетельствования по уважительной причине выплата пенсии на основании решения комиссии по назначению пенсий производится со дня приостановления выплаты до дня его переосвидетельствования, но не более чем за три года, если МРЭК признает его за этот период инвалидом. При этом если при переосвидетельствовании инвалид переведен на другую группу инвалидности, более высокую или более низкую, то пенсия за указанное время выплачивается по прежней группе инвалидности.

Если выплата пенсии инвалиду, утратившему трудоспособность вследствие общего заболевания, была прекращена ввиду восстановления его трудоспособности или если он не получал пенсию вследствие неявки на переосвидетельствование без уважительных причин, то в случае последующего признания его инвалидом выплата ранее назначенной пенсии возобновляется со дня установления инвалидности вновь при условии, если после прекращения выплаты пенсии прошло не более 5 лет. Если прошло более 5 лет, пенсия назначается вновь на общих основаниях.

 

3.Пенсии при неполном стаже работы.

Очевидно, что выполнение требования о трудовом стаже весьма необременительно для работника. Например, стаж, требуемый в возрасте, соответствующем общепенсионному для мужчин (60 лет), составляет немногим более половины стажа, необходимого для пенсионного обеспечения по возрасту – 14 лет.

Тем не менее, когда стажа недостаточно, согласно ст.32 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» инвалидам I и II группы назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу. При этом пенсии назначаются не ниже следующих размеров: инвалидам I группы – 100% (минимального размера пенсии по возрасту); инвалидам II группы – 50%; инвалидам III группы – в % пенсия не назначается; матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100%.

К пенсии по инвалидности при неполном стаже работы устанавливаются такие же надбавки за уход, как и к полной пенсии. Повышаются пенсии при неполном стаже по общим нормам, установленным Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и другим законодательством.

 

4.Размеры пенсий. Надбавки к пенсиям.

Размеры пенсии по инвалидности зависят от группы инвалидности. Инвалидам от трудового увечья (профессионального заболевания) и инвалидам от общего заболевания пенсии назначаются в неодинаковом размере.

В соответствии со ст.31 Закона о пенсионном обеспечении, пенсии назначаются в следующих размерах: инвалидам I группы – 75%, инвалидам II группы – 65%, инвалидам III группы – 40% среднемесячного заработка. При этом установлено правило: если у инвалидов I и II групп имеется трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, в том числе за работу с особыми условиями труда, то пенсия по инвалидности может быть назначена в размере пенсии по возрасту при соответствующем стаже работы.

Законом установлены минимальные размеры пенсий. Они составляют по I и II группам инвалидности – 100%, по III группе инвалидности – 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) не менее 100% минимального размера пенсии по возрасту.

К пенсиям по инвалидности устанавливаются надбавки на уход. Они в основном аналогичны надбавкам к пенсиям по возрасту и за выслугу лет. Однако в отличие от последних надбавки к пенсиям по инвалидности (в размере 50% минимального размера пенсии по возрасту) предусмотрены не для всех одиноких пенсионеров, нуждающимся по заключению МРЭК и ВКК в постоянной посторонней помощи, а только для одиноких инвалидов II группы, которые в такой помощи нуждающихся.

Кроме того, пенсии по инвалидности повышаются в соответствии со ст.68 Закона «О пенсионном обеспечении»:

1) инвалидам войны I и II группы – на 400% минимальной пенсии по возрасту.

2) инвалидам войны III группы – на 250% минимальной пенсии по возрасту.

3) Инвалидам с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанными с болевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) – на 50% минимального размера пенсии по возрасту.


Тема 5. «Пенсии по случаю потери кормильца»

1.Понятие пенсии по случаю потери кормильца.

2.Иждивение и стаж работы кормильца.

3.Размеры пенсий и право на пенсию усыновленных.

 

1.Пенсии по случаю потери кормильца предусмотрены разделом IV (ст.35-45) Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», а особенности пенсионного обеспечения семей военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан закреплены в Законе Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел».

Пенсии по случаю потери кормильца – это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из фонда социальной защиты населения или государственного бюджета, назначаемые нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, в размерах, соизмеримых с заработком кормильца.

Данная пенсия представляет собой способ материального обеспечения лиц, являющихся нетрудоспособными в силу тех или иных причин и получавших при жизни кормильца, с которыми они, как правило, состояли в родственных отношениях, средства к существованию.

Под термином «потеря кормильца» в пенсионном законодательстве понимается смерть кормильца, однако при решении вопроса о назначении пенсии к семьям умерших приравниваются и семьи безвестно отсутствующих граждан, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке (ч.5 ст.35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

Факт смерти кормильца подтверждается свидетельством органа записи актов гражданского состояния (ЗАГС) (п.10 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденного приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 в ред. от 21.09.2000 г. № 15).

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим регулируется ст.38 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его проживания нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года. Пропажа без вести военнослужащего подтверждается извещением воинской части, военного комиссариата или иных военных учреждений и организаций. Таким образом, при признании гражданина безвестно отсутствующим факт потери кормильца подтверждается судебным решением.

В соответствием со ст.41 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.

Военнослужащий или другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть судом объявлен умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим при вступлении решения в законную силу порождает определенные юридические последствия, в том числе и право на пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов семьи, находившихся на его иждивении. В случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет ранее принятое решение, что является основанием прекращения права нетрудоспособных иждивенцев на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. Для получения гражданином права на пенсию необходимо три условия:

1. он должен являться членом семьи умершего кормильца;



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. «Трудовые пенсии по возрасту и социальные пенсии». 1 страница | Тема 3. «Трудовые пенсии по возрасту и социальные пенсии». 3 страница


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.