Образ – классификационная группировка в системе классификации, объединяющая (выделяющая) определенную группу объектов по некоторому признаку.
Образы обладают свойством, проявляющимся в том, что ознакомление с конечным числом явлений из одного и того же множества дает возможность узнавать сколь угодно большое число его представителей. В качестве образа можно рассматривать и некоторую совокупность состояний объекта управления, причем вся эта совокупность состояний характеризуется тем, что для достижения заданной цели требуется одинаковое воздействие на объект.
Образы обладают характерными объективными свойствами в том смысле, что разные люди, обучающиеся на различном материале наблюдений, в основном одинаково и независимо друг от друга классифицируют одни и те же объекты. Будучи отражением объективной реальности, понятие образа столь же объективно, как и сама реальность.
Проблема распознавания образов состоит из двух частей: обучения и распознавания.
Обучение осуществляется путем показа системе отдельных объектов. В результате распознающая система должна приобрести способность реагировать одинаковыми реакциями на все объекты одного класса и различными – на все объекты различных классов. Процесс обучения должен завершиться только путем показов конечного числа объектов без каких-либо других подсказок. За обучением следует процесс идентификации новых объектов, который характеризует действия уже обученной системы. Автоматизация этих процедур и составляет проблему обучения распознаванию образов.
В круг задач, которые могут решаться с помощью распознающих систем, входят не только задачи распознавания зрительных и слуховых образов, но и задачи распознавания сложных процессов и явлений.
Однако каждый объект наблюдения может воздействовать по-разному, в зависимости от условий восприятия. Кроме того, объекты одного и того же образа могут достаточно сильно отличаться друг от друга и по-разному воздействовать на воспринимающие органы. Выбор исходного описания объектов является одной из центральных задач проблемы распознавания образов.
Задача распознавания сводится к следующей математической постановке: необходимо построить отображение такое, чтобы на каждый возможный входной сигнал формировался правильный выходной сигнал . Отображение задается конечным набором пар (<вход>, <известный выход>). Число таких пар (обучающих примеров) существенно меньше общего числа возможных сочетаний значений входных и выходных сигналов. Совокупность всех обучающих примеров называется обучающей выборкой.
В задачах классификации – некоторое представление объекта (изображение, вектор чисел и т.д.), Y – номер класса, к которому принадлежит входной объект.
В результате построения отображения необходимо добиться того, чтобы:
Обеспечивалось формирование правильных выходных сигналов в соответствии со всеми примерами обучающей выборки;
Обеспечивалось формирование правильных выходных сигналов в соответствии со всеми возможными входными сигналами, которые не вошли в обучающую выборку.
Большая часть прикладных задач может быть сведена к реализации многомерного функционального преобразования, т.е. к аппроксимации множества точек, заданных в многомерном пространстве.