русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Сервисы прикладного назначения


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1059; Нарушение авторских прав


Протоколы и сервисы электронной почты (POP, UUCP, SMTP)
Если DNS и DHCP были сервисами системного назначения и используются для систем маршрутизации и доставки пакетов (т.е. обычный пользователь на локальной машине никогда не сталкивается с сервисами такого рода прямо), то электронная почта является, прежде всего, пользовательской системой, ориентированных на обмен информацией между людьми, хотя она успешно используется и для автоматического обмена данными между удаленными компьютерами и для некоторых вариантов специального почтового обмена, таких например, как "новости" – "news".

Электронная почта в широком смысле – это набор сервисов, позволяющих отправлять и принимать сообщения конкретным пользователям в сети с использованием доменной адресации, к которой, в качестве дополнительного идентификационного элемента добавляется имя конкретного пользователя – адресата. Например, mailto:office@nt.dp.ua является полным URL – почтовым адресом, где: mailto – название службы – отправка сообщения по системе электронной почты, office – имя пользователя, зарегистрированного на сервере-получателе nt, а dp.ua – доменный адрес сервера-получателя. В качестве адреса сервера может быть указан и числовой IP-адрес.

Общие принципы организации информационной структуры электронной почты мало отличаются от таковой в повседневной реальности. Как и в обычной почте, отправленное почтовое сообщение – письмо (message) поступает из почтового каталога или системы машины пользователя на сервер, на котором пользователь имеет свой почтовый каталог (т.е. зарегистрирован как пользователь системы электронной почты). Такой сервер для данного пользователя называется почтовым, причем серверы отправки и приема почты могут быть различными. Этому в реальной жизни можно сопоставить систему почтовый ящик – почтовое отделение. Далее почтовые сообщения, централизовано, при помощи серверного ПО, отправляются по этапу, ближайшему серверу, в соответствии с таблицей маршрутов, и так до тех пор, пока они не достигнут сервера, на котором зарегистрирован пользователь-адресат. Попадая на такой сервер сообщение помещается в файл приходящей почты (почтовый ящик полученной или доставленной почты) из которого, при помощи соответствующего ПО может быть извлечено пользователем и прочитано. Общая схема взаимодействия компонент систем электронной почты при пересылке почтового сообщения представлены рисунком 1.



 

 

 

Рис. 1. Взаимодействие компонент систем электронной почты.

 

1 и 2 – почтовые серверы, осуществляющие обработку почты, содержащие почтовые каталоги приходящей и отправленной почты
3 и 4– персональные рабочие места, осуществляющие при помощи почтовых клиентов отправку и забор почты в/из почтового каталога соответствующего сервера.

Изначально, форматы и протоколы электронной почты были максимально просты, и позволяли передавать только текстовые сообщения в основной кодировочной таблице ASCII. Поэтому, для отправки почтовых сообщений, содержащих текст на национальных языках, отличных от английского или двоичные данные (выполнимые модули, картинки, документы редакторов в двоичных форматах и т.п.), перед отправкой, осуществлялась их кодировка при помощи специальной утилиты uuencode, заменяющей все символы расширенной ASCII-таблицы (с номерами больше 127) на комбинации символов из основной ASCII таблицы. А после получения такого сообщения необходимо было его раскодировать при помощи утилиты uudecode. При этом объем передаваемой информации увеличивался в среднем на треть. И, несмотря на то, что сейчас на смену старым стандартам и протоколам почтовых служб пришли новые, старые еще довольно живучи и часто встречаются.

Все почтовые службы обязательно используют специальные почтовые протоколы для отправки и приема почты. Наиболее распространены протоколы POP (Post Office Protocol), UUCP (UNIX to UNIX Copy Protocol) и SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). POP-протоколы (POP2 и POP3) предназначены, исключительно, для отправки и извлечения почтовых сообщений в/из почтовых бюджетов пользователей на почтовых серверах, но не для пересылки почты с машины на машину. POP-протоколы – наиболее древние и в месте с тем наиболее используемые во всех современных почтовых клиентских программах, работающих на локальных машинах. Протокол UUCP является протоколом доставки почтовых сообщений и используется не только для службы электронной почты, но и для обмена другими сообщениями. UUCP изначально разрабатывался для обмена сообщениями по телефонным каналам и в его принципы функционирования заложены соответствующие механизмы. Передачу по протоколу UUCP называют "off-line" почтой и передачей, т.к. для данного протокола не требуется наличия постоянного on-line соединения и сообщения могут приниматься порциями произвольного размера с возможностью "докачки" при обрыве линии. При этом сервер-отправитель не устанавливает с сервером-получателем прямой связи, и работает т.н. механизм "stop-go", в соответствии с которым, почтовое сообщение передается по этапу, в соответствии с таблицей маршрутов, от узла к узлу, до тех пор, пока не будет доставлено на сервер-получатель. Если, по каким-то причинам, наиболее короткий путь между серверами отправителем и получателем не маршрутизирован (не внесен в таблицу маршрутов), то почтовое сообщение может путешествовать "окольными путями" достаточно долго, пока не достигнет пункта назначения.

По протоколу SMTP сервер-отправитель должен установить с сервером-получателем прямое "on-line" соединение и передать все сообщение за один сеанс связи. Такой способ, конечно, намного быстрее, однако, на практике, далеко не всегда можно установить прямой контакт между отправителем и получателем. Часто, почтовые серверы настраиваются таким образом, что используют оба протокола в зависимости от ситуации и состояния сетевой среды.

Интересно, что в системе SMTP и UUCP имеется различие в способе написания символьных доменных адресов. Адрес в системе SMTP соответствует таковому в обычной Internet нотации, например: office@nt.dp.ua, а вот так выглядит этот же адрес в нотации UUCP: dp.ua!nt!office. Однако, соответствующие преобразования производятся автоматически и скрыты от пользователей локальных машин.

Необходимо отметить, что большинство современных почтовых систем для ОС Windows и OS/2 используют протокол SMTP и POP, а MS-DOS-ориентированные – в основном UUCP.

Почтовые сообщения, пересылаемые от сервера к серверу имеют достаточно разнообразный вид и внутреннюю структуру, однако все они обычно попадают в рамки стандарта RFC-822 для сети Internet. Во время передачи или приема почтовое сообщение состоит из трех частей – оболочки, заголовка и тела. Пользователь, обычно, может видеть только заголовок и тело. Заголовок находится перед телом сообщения и должен быть отделен от него хотя бы одной пустой строкой (символ с кодом 10 или пара символов с кодами 13 и 10). Заголовок включает ряд полей, которые могут повторяться в нем т.к. накапливаются по мере прохождения письма через различные серверы. Каждый сервер, на котором побывало почтовое сообщение при его доставке получателю, добавляет в заголовок информацию, так, что после получения письма, по его заголовку можно точно определить, какой путь оно проделало до момента достижения сервера-получателя.

Однако кроме указанной внешней структуры почтового сообщения оно имеет различные внутренние форматы тела. Это связано с тем, что в современном мире сетевых взаимоотношений и технологий информации пересылка текстовых сообщений стала тривиальной и незначительной возможностью, по сравнению с возможностью пересылать по почте выполнимые модули, картинки, звуковую и видео информацию. В связи с этим был изобретен универсальный формат почтовых сообщений MIME (RFC-1341). Этот формат описывает структуру тела письма и его отдельные элементы в виде теговой конструкции. Каждая часть начинается своим подзаголовком и может быть представлена в собственном стандарте кодирования информации как единый обособленный блок. Ниже приведен пример заголовка и тела простого почтового сообщения в формате MIME:

Reply-To: "Source User" <SrcUser@mail.com>

From: "Source User" <SrcUser@mail.com>

To: "Destination Title" <DestUser@mail.org>

Subject: News from Source User

Date: Thu, 10 Dec 1998 12:06:39 +0200

MIME-Version: 1.0

Content-Type: text/plain;

charset="koi8-r"
Content-Transfer-Encoding: 8bit

It is the test message only.

Это всего лишь тестовое сообщение!

Все строки данного письма до строк "It is the test…" являются заголовком письма. Первые 3 строки (и поля) заголовка идентифицируют отправителя (From) и получателя (To), а также адрес, по которому следует выслать ответ (Reply-To) – в нашем случае он совпадает с адресом отправителя. Четвертая строка указывает дату, время и часовой пояс отправления письма. Со строки "MIME…" начинается часть заголовка, описывающая внутренний формат. Поле "Content-Type" указывает на тип данных в блоке, в данном случае – "text/plain" указывает на то, что пересылаемый блок содержит текстовую информацию в виде неформатированного "plain" текста. Кроме типа "text" в настоящее время существуют типы: "application" (выполнимый модуль приложения), "image" (изображение), "multipart" (смешанная информация), "video" (видео), "audio" (звук), "message" (включенное почтовое сообщение – инкапсулированное письмо). Поле "charset" указывает для текстового блока кодировку таблицы символов для чтения текста, а "Content-Transfer-Encoding" – кодировку для пересылки. Кодировки таблиц символов соответствуют используемым международным кодировкам таблиц символов операционных систем (ISO, KOI, WIN и др.). Кодировка для пересылки определяет то, как будет преобразовано почтовое сообщение перед его отправкой, что в свою очередь связано с типом используемого почтового протокола (UUCP или SMTP). Это может быть "8bit", "16bit", "base64" или "x-uuencode". Большинство почтовых систем серверов современных ОС осуществляет "фоновую", незаметную для пользователя, инкапсуляцию сообщения в новый заголовок, с кодировкой для пересылки соответствующей используемому в данной сети почтовому протоколу. Однако, такое перекодирование может привести к тому, что почтовая программа-клиент пользователя-получателя не поддерживающая данной кодировки не сможет осуществить реинкапсуляцию. При этом в теле почтового сообщения, вместо привычного текста или картинки, пользователь видит закодированных текст еще одного сообщения, заключенный в свой (и может быть не один) заголовок. Реально, такое часто случается в нашей среде с пользователями использующими устаревшую версию DOS-ориентированного почтового клиента DMail или получающего почту из сети RELCOM, в которой используется протокол UUCP. Эта проблема легко разрешима путем ручного удаления (при помощи обычного текстового редактора, например "блокнот") всех внешних заголовков письма с сохранением самого первого внутреннего, который и указывает на формат и тип именно тела исходного сообщения.

В теле сообщения с типом данных "multipart", кроме перечисленных структур указывается сгенерированная случайным образом последовательность символов начинающая и завершающая каждый блок. Например:


MIME-Version: 1.0
Content-Type: multipart/mixed;
boundary="——=_NextPart_000_0031_01BE23DE.8162CBC0"


указывает на то, что каждый блок письма со смешанной информацией (содержащий информацию только одного типа) будет начинаться и заканчиваться данной последовательностью. Например, письмо, содержащее этот блок:


-----=_NextPart_000_0031_01BE23DE.8162CBC0
Content-Type: text/html;
name="Svoboda_djaz.htm"
Content-Transfer-Encoding: quoted-printable
Content-Disposition: attachment;
filename="Hi.htm"

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD W3 HTML//EN">
<HTML>
<HEAD>
<TITLE>Hi</TITLE>
</HEAD>
<BODY aLink=3D#ff9900 bgColor=3D#ffffff link=3D#990000 text=3D#000000>
<CENTER>
<p align="center"><strong>Hi, it is simple HTML page </strong></p>
</BODY>


содержит текстовый файл Hi.htm являющийся документом на HTML-языке системы WWW. Каждый новый блок начинаемый ключевой последовательностью может содержать файл или файлы с различного рода информацией.
В настоящее время блочная структура MIME-сообщений находится в состоянии развития. В ее состав включаются новые типы и подтипы блоков, а также формы кодировки, одной из разновидностей которой является шифровка и компрессия содержимого блока при помощи универсальных алгоритмов.
Протокол и сервис обмена файлами FTP (File Transfer Protocol)
Когда-то, FTP была лишь командой OC UNIX, позволявшей обмениваться файлами между двумя удаленными сетевыми машинами в Internet. В настоящее время она переросла в клиент-сервер ориентированную систему и имеет свой прикладной протокол. Предназначение системы осталось прежним – удаленный обмен файлами, однако возможности резко возросли. Одной из наиболее популярных возможностей считается возможность т.н. "докачки" информации с места останова передачи при обрыве соединения без повторной передачи правильно переданной части. Интересно, что FTP использует две различные системы внутренних протоколов для организации взаимодействия: TELNET – для авторизации доступа и входа в систему и собственную – для обмена файлами. Работа с FTP заключается во входе в систему, выборе каталога и файлов для пересылки и выполнения команд пересылки с возможным выбором режима передачи информации (текстовый или двоичный). Для передачи файлов используется канал протокола TCP, причем, он открывается и закрывается для каждого пересылаемого файла. Во время сеанса FTP пользователь может выполнять действия как над файловой системой собственного компьютера, так и над файлами удаленного, поэтому, все команды и подкоманды сессии FTP делятся на относящиеся к локальной или к удаленной машине. FTP является очень популярным сервисом, т.к. допускает анонимную идентификацию пользователей без существенных "дыр" в защите. По всему миру и всей сети Internet имеется огромное число файловых систем, предназначенных для доступа через сервис FTP и имеющих, приблизительно, терабайт суммарного объема информации. Такие файловые системы носят название FTP-архивов. Они содержат каталогизированную систему хранения файлов самого различного содержания, от картинок звуков и видео, до дистрибутивных поставок программного обеспечения. Процесс загрузки информации из такого архива называется загрузкой или закачкой. Для его организации в мире существуют самые разнообразные программы FTP-серверы и клиенты. Многие ОС имеют встроенные FTP-сервер и клиент-программы.

Протокол и сервис удаленного доступа Telnet

Аналогично FTP, Telnet, тоже, когда-то была всего лишь командой OC UNIX, однако, в виду ее популярности и удобства, она распространилась в виде отдельного приложения на все существующие сетевые ОС и представляет сервисную систему имеющую свой прикладной протокол. Изначально, команда использовалась для удаленного входа в систему и позволяла описать сетевое взаимодействие, пригодное для организации текстового терминала, без привязки к конкретным его параметрам, таким как кодовые раскладки и таблицы символов, а также перечня команд. Сейчас, протокол TELNET позволяет удаленно выполнять терминальное задание. Обычно, оно заключается в создании текстовой консоли или терминала, позволяющего использовать команды удаленной системы. Протокол не регламентирует конкретного типа терминала, хотя ограничивает канал возможностью передачи только текстовых символов в кодах ASCII. Протокол TELNET работает на основе транспортного протокола TCP. На уровне прикладного приложения над протоколом TELNET находится либо клиент-сервер ориентированная система обслуживания терминала, либо любой прикладной процесс, доступ к которому осуществляется с терминала удаленной машины пользователя. Все последовательности символов, пересылаемые по данному протоколу являются либо командами, либо ESCape последовательностями, часть из которых тоже являются командами, но уже не протокола TELNET, а конкретного терминала. При помощи протокола и приложения TELNET можно удаленно выполнять команды и программы, осуществлять манипуляции с файловой системой удаленного компьютера, администрировать и конфигурировать систему и многое другое, т.к. реализуется стандартная консоль удаленной операционной системы. Поскольку сервис TELNET осуществляет вход в систему, то в целях безопасности, необходима авторизация и осуществляется проверка имени и пароля пользователя. Многие ОС имеют встроенные TELNET клиент и сервер системы.

Протокол HTTP и сервис WWW

Из всех пользовательских сервисов Internet WWW-технология (World Wide Web) или "Всемирная Паутина" распределенных информационных систем является наиболее развивающейся и прогрессирующей. Еще так недавно (1989) был предложен лишь первичный проект распределенной по всей сети гипертекстовой информационной системы основанной на текстовом, интерпретируемом "на лету" языке представления информации с возможностью перехода к новому пункту посредством выбора элемента (гипертекстовой ссылки и гипертекста (гипер – расширяющийся)). Изначально предполагалось, что такая система будет полезна для быстрого представления текстов документации, справочных систем, систем поиска и т.п.. Однако, уже вскоре, система развилась настолько, что переросла в информационную мультимедиа-гипер-систему с возможностью представления информации в виде отображения документов (страниц или сайтов) с гипер-текстовой и гипер-графической информацией, а также включением в их состав звука, видео и приложений на языках программирования Java, Java Script, Visual Basic Script, а также GIF-анимации.

Основу информационной системы составляет текстовый документ форматированный при помощи гипертекстового языка HTML (HyperText Markup Language). Структура документа при таком форматировании представлена т.н. тегами – управляющими форматирующими элементами, определяющими основные элементы текста, такие как абзац или таблица и свойства (цвет, вид, положение на странице) включаемой в текст графической, видео и другой отображаемой и неотображаемой информации документа. Документы могут содержать формы, реализующие стандартные диалоговые элементы, такие как поля ввода текста, кнопки, списки и др.. Это позволяет строить гибкие диалоги с пользователями.

Основная идея данного формата – использование гипер-информационной системы представления информации распределенных в сети информационных ресурсов и сделать доступ к ним максимально легким для простого пользователя. Можно сказать, что это с успехом удалось, т.к. существующая система позволяет, с одной стороны, неквалифицированному пользователю, владеющему только графическим пользовательским интерфейсом, получать и использовать самые разнообразные сетевые ресурсы (графические файлы, звук, видео и анимацию большинства распространенных стандартов), которые, ранее, были доступны только при помощи определенных приложений и команд, интерфейсу которых необходимо было обучаться специально; с другой стороны, система дает возможность программировать на популярных объектно-ориентированных языках (Java, Java Script, Visual Basic Script), строить стандартные программные диалоги и создавать сложные приложения с использованием графических и вычислительных ресурсов, а также многозадачности, мультипроцессорности и удаленных ресурсов серверов Internet.

Общая технология WWW, также как и многих Internet сервисов, базируется на архитектуре клиент-сервер и высокоуровневом протоколе обмена HTTP (HyperText Transfer Protocol). HTTP-клиент, найдя HTTP-сервер по его универсальному символьному или IP-адресу, выдает на порт HTTP-сервера запросы, в результате которых возвращается некоторый ресурс сети. В стандартном случае таковыми являются либо файлы документов на языке HTML (.htm или .html файлы), либо любые другие файлы, сохраняемые на локальном накопителе машины-клиента. Взаимодействие происходит по схеме запрос-ответ, а сама специфика протокола допускает многократное соединение и разъединение во время сеанса передачи файлов. С появлением второго стандарта на язык разметки – HTML 1.1 в его состав вошли многие полезные и эффективные элементы, основным из которых является универсальная адресация ресурсов в сети Internet – URL (Universal Resource Locator). Этот элемент, по сути, стандартизовал способы указания расположения и, что немаловажно, способы доступа к самым разнообразным ресурсам сети.

Архитектура клиент-сервер предполагает наличие сервера – процесса, который постоянно следит за поступающими на его порт запросами и обрабатывает их, однако, основная нагрузка по отображению документов в том виде, который приятен и привычен всем пользователям осуществляется специальными приложениями-клиентами, работающими на локальных машинах и называемыми браузерами (от to browse – пролистывать, быстро просматривать). Современные программы-браузеры представляют собой сложнейшие интерактивные системы, осуществляющие ряд важных функций

- общение посредством сетевого протокола с HTTP-сервером

- разбор тела HTML-документа и вывод на экран текстово-графических или чисто текстовых документов с возможностью активации гиперссылок;

- интерпретацию и выполнение программ на языках Java Script и VB Script;

- взаимодействие с виртуальной Java машиной или консолью и выполнение встроенных Java апплетов, а также множество второстепенных, но необходимых функций, таких как поиск по документу, печать, запоминание позиции и адреса текущего документа и др..

Интересными новшествами последних лет являются общий интерфейс к шлюзам и серверам – CGI (Common Gateway Interface) и механизм сохранения информации на машине-клиенте Cookies. Первый позволяет подключать к документам программы и задачи, выполняемые на удаленных машинах – шлюзах и серверах и делает интерфейс между кодом документа и такой программой наиболее простым и удобным для разработчиков интерактивных систем типа поисковых каталогов, распределенных баз данных, универсальных каталогов ресурсов, служб новостей и, даже, виртуальных магазинов. Стандарт интерфейса CGI описывает взаимоотношения между формой документа HTML и прикладным процессом, который может самостоятельно произвести действия в ответ на запрос, либо подключить соответствующие сервисные системы Internet и вернуть результат на машину-клиент. Результат, как правило представляет собой также HTML-документ или файл в любом формате, который сохраняется на локальной машине.

Cookies – представляет стандартный интерфейс, поддерживаемый программами-браузерами, позволяющий HTML-документу сохранять некоторый объем информации на машине-клиенте. Такая возможность, обычно, используется для сохранения некоторых индивидуальных параметров страницы документа, и отображения на каждой машине таковой в оригинальном стиле, по настройкам, произведенным пользователем. Однако, возможности этой системы не ограничены только этим. Она может служить для настройки специфических параметров самого браузера и быть небольшой локальной базой данных для нужд определенного HTML-документа.

Ниже представлен фрагмент простого HTML-документа, выводящего на экран таблицу с двумя ячейками, в одной из которых содержится слово

"Hello", а в другой – "World".

<html>

<head>
<title>My First Page</title>

</head>

<body>

<table border="4" cellpadding="2" width="100%">

<tr>

<td><p align="center"><strong><big>Hello</big></strong></td>

<td><p align="center"><strong><big>World</big></strong></td>

</tr>
</table>
</body>
</html>

Как видно, структура документа не очень сложна и вполне доступна для понимания. Все стандартные элементы начинаются собственными тегами, заключенными в угловые скобки (например, <body>), многие из которых необходимо не только открывать, но и закрывать, для чего используется аналогичный тег, отличающийся наличием символа слеш перед именем тега (</body>). Интересно, что все элементы HTML-документа представляют единый поток элементов входного языка, а разделители (например строки) используются только для лучшего восприятия самого кода документа, как и в исходных текстах структурных поточно-ориентированных языков программирования типа C++.

Популярности WWW способствует и тот факт, что данная система является наиболее защищенной с теоретической точки зрения информационной системой. И, хотя нововведения, добавляемые к основному стандарту (CGI и Cookie) несколько ослабляют теоретическую защищенность, ее уровень остается на высоте.

В результате развития служб, тесно взаимодействующих с WWW и самой системы в целом, появились возможности использовать, в рамках данного сервиса, и другие стандартные Internet сервисы, такие как FTP или электронная почта. Поддержка WWW существует практически на всех платформах и системах, даже на не имеющих графического интерфейса, а документы в формате HTML, практически, являются наиболее распространенными форматированными текстовыми файлами в среде Internet. Среди всего разнообразия сервисных возможностей, предоставляемых Internet пользователи персональных компьютеров, как правило, выделяют и активно используют две – WWW и электронную почту.

Протоколы и сервисы поисковых систем, каталогов и телеконференций (Gopher, WAIS, ListServ, WHOIS, TRIKLE, UseNet, IRC)

Система Gopher является распределенной системой каталогизации документов, представляющая пользователю документы распределенные по сети в виде единой файловой системы. До 1995 года темпы роста пространства сети Gopher Space были выше таковых в системе WWW, однако, предлагая довольно универсальные и удобные механизмы для иерархического представления информации в виде файловой системы в Gopher напрочь отсутствуют механизмы интерактивной визуализации (подобные таковым в WWW). Нужно ли говорить, что система организована по архитектуре клиент-сервер, причем восстановление и разрыв соединения происходит перед и после каждого запроса. Для обмена данными используется протокол TCP и его порт. Несмотря на перечисленные недостатки, Gopher постоянно развивается и совершенствуется и остается лучшей системой представления иерархической структуры информации.

Система WAIS (Wide Area Information Servers) – распределенная поисковая система, дающая возможность производить поиск в базах данных с использованием универсального языка конструирования поисковых запросов. В системе WAIS реализуется концепция поисковой машины и универсального интерфейса пользователя. Обе системы связаны между собой собственным прикладным протоколом WAIS. Вся система в целом является наиболее общей моделью распределенной информационной системы и призвана поддерживать не только запросы, по и построение иерархического дерева ресурсов, в которые могут быть включены как отдельные листья и запросы. WAIS реализована на большинстве аппаратно-программных платформ в виде системы клиент-сервер. В основу клиентского ПО закладываются принципы навигации и формирования запросов, а также пользовательский интерфейс. Сервер WAIS – это и базы данных и ПО для их поддержки, осуществляющее поиск и возвращающее результат запроса в виде динамических списков соответствий критериям поиска. В основу архитектуры поисковой системы положены прогрессивные начала, которые дают возможность искать не только прямое соответствие, но и определять меру близости или рассеивания критериев. Под понятием "поисковая машина WAIS" обычно понимают поисковый механизм и набор алгоритмов. Система WAIS, в настоящее время, также, динамически развивается и совершенствуется. К универсальным поисковым системам типа Gopher и WAIS относятся также системы HyperG, LYNX, Archie и HyTelnet.
Система ListServ является системой списков адресов электронной почты. Система похожа на обычные почтовые конференции с единственным отличием, имеется возможность рассылки сообщения не только конкретным пользователям, но и группам, причем число и адреса конкретных пользователей группы могут быть неизвестны. Пота посылается по адресу группы, а попадает ее членам. Также, имеется ряд команд, записываемых в тело почтовых посланий, предназначенных для операций над группами (регистрация члена группы, исключение из группы и т.п.). В остальном все характеристики системы укладываются в таковые для электронной почты и используют ее технологию.

Система WHOIS представляет систему поиска и базу данных пользователей Internet их локальных и глобальных адресов и другой информации. Для работы с базой данных пользователей, которая поддерживается службой регистрации адресов InterNic могут быть использованы как отдельные клиентские программы, так и электронная почта. Сервис аналогичного характера предлагают поисковые системы и базы данных пользователей и машин Fred, X.500 и NetFind.

Система TRIKLE представляет систему подписки на файлы по электронной почте. Она работает с ftp-архивами и осуществляет пересылку в автоматическом режиме. Для подписка используются символьные команды. Имеется возможность подписаться не только на файл или файлы, но и на каталоги. В этом случае, с определенной периодичностью, например, раз в неделю, присылаются списки обновлений. Подобные возможности предоставляют системы NetServ, MailBase и FTPMail. Причем последняя позволяет выполнять ftp-запросы и команды посредством только электронной почты. Обычно, такие системы дают анонимный вход и не требуют никакой регистрации.

Система UseNet или NetNews представляет распределенную информационную систему новостей. В системе имеется понятие групп новостей, под которые отводятся распределяемые сетевые ресурсы. Система организована в виде иерархического каталога групп. Каждая группа имеет множество сообщений, которые просматривают члены группы и ведут переписку по заданной тематике. Подписка на группу дает возможность получать информацию о состоянии группы. Общая организация системы базируется на основе электронной почты и ее стандартных возможностей. И хотя в системе имеется свой прикладной протокол NNTP (Network News Transfer Protocol), работающий на основе протокола TCP, большинство возможностей можно использовать при помощи обычной электронной почты. Очень похожей системой является система электронных досок объявлений BBS (Bulletin Board System) сети RelCom. Однако, в отличие от UseNet, BBS использует протокол UUCP, что не позволяет производить интерактивные телеконференции.

Система IRC (Internet Relay Chat) представляет систему для ведения текстовых переговоров в реальном времени – чат. Позволяет производить "разговор" в реальном времени более чем двум пользователям посредством архитектуры каналов. Каналы составляют древовидную архитектуру. Пользователь перед отправкой сообщения определяет и инициализирует свой канал, затем посылает по нему сообщение. Все пользователи, "слушающие" данный канал, получают посланные в него сообщения и могут ответить в реальном времени. Каналы поддерживаются IRC-серверами и имеют авторизованный или анонимный доступ. IRC также использует протокол TCP и постоянно развивается. В настоящее время имеется множество клиентских программ для IRC на всех аппаратно-программных платформах. Интересно, что услуги переговоров chat предоставляют многие серверы, а сама технология обмена сообщениями в интерактивном режиме может быть организована на основе многих уже существующих сервисов и транспортных протоколов.

Заключение

Internet представляет сложную развивающуюся систему протоколов и сервисов, предоставляющих самые разнообразные услуги и возможности пользователям. В настоящее время, описанные возможности доступны на самой базовой и достаточно дешевой конфигурации персональной системы под управлением самых распространенных операционных систем (UNIX, Windows 4.х/NT, OS/2 и др.). Однако практически все сервисы и протоколы вышли из недр ОС UNIX и только в последнее время перекочевали на персональные платформы под управлением однопользовательских систем. В состав локальных сетей могут входить устройства печати, сканеры и другие устройства с собственным сетевым интерфейсом, которые могут выступать в локальной и глобальной сети как самостоятельные сетевые единицы.

Большинство современных операционных систем, таких как MS-Windows 4.х, OS/2, MS-Windows NT и UNIX-ы имеют необходимое ПО для организации полномасштабных сетевых взаимоотношений как на уровне локальной, так и на уровне глобальной сети. При этом ПО, которое в достатке выпускается третьими производителями существенно дополняет и расширяет базовые возможности ОС. Для клиентских рабочих мест лучше всего подходят такие "легкие" ОС как MS-Windows 4.x или OS/2, а для установки на серверы локальных или глобальных сетей – UNIX или Windows NT. Из прикладного клиентского ПО наиболее распространенными почтовыми клиентами являются MS Outlook Express, MS Exchange, Eudora и Netscape Mail; признанными лидерами в области обзора WWW-ресурсов, такие браузеры, как MS Internet Explorer, Netscape Communicator и Opera; среди программ для FTP популярностью пользуются Quite FTP, Net Vampire, ReGet, Alan FTP Explorer. Такие монстры сетевого ПО как Microsoft и Netscape создают целые комплексы сетевого клиентского ПО. В них входят не только средства работы с электронной почтой и WWW, но и News-клиенты, адресные книги, клиенты поисковых систем и собственные технологические решения, такие например как "Internet Порталы" Netscape или "Каналы" – Microsoft. Рынок сетевого ПО не стоит на месте, каждую неделю, а может быть и чаще анонсируются выпуски нового модифицированные версии существующего ПО. Большинство клиентских приложений развитых фирм производятся для многоплатформенной работы и встречаются как на IBM-PC, так и на Mac или других системах.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.