Символами называются буквы, цифры и другие знаки, имеющиеся на клавиатуре. Символ, непосредственно используемый в программе, называется символьной константой и заключается в одинарные кавычки (апострофы). Например: c:=’A’;. Для хранения одного символа в памяти используется символьная переменная, объявляемая в разделе VAR так: c:char; . С клавиатуры один символ можно вводить с помощью readln (readln(c);), а при подключении библиотеки CRT - с помощью readkey (c:=readkey;).
Пустые клетки этой таблицы показывают служебные символы, не имеющие печатного варианта. При вводе символов с клавиатуры служебные клавиши дают коды, указанные в следующей таблице (некоторые клавиши генерируют два символа).
С отдельными символами можно выполнять такие действия:
4. Находить код символа: k:=ord(c);
5. Находить символ по его коду: c:=chr(k);( chr(65) даёт тот же символ, что и #65. К числам проще применять операцию #. Но к переменным или выражениям # неприменима, а только chr ).
6. Находить следующий по кодовой таблице символ: c1:=succ(c);
7. Находить предыдущий по кодовой таблице символ: c1:=pred(c);
8. Переводить строчную букву в заглавную: c1:=upcase(c); (Другие символы оставляет без изменений).
9. Переводить заглавную букву в строчную: c1:=lowcase(c); (Другие символы эта функция оставляет без изменений).
Символьную переменную можно использовать как счётчик в цикле for. Например:
for c := ’a’ to ’z’ do …
Кроме того, по символьной переменной можно сделать проверку с помощью case:
Увы, буквы «ёЁ» будут отнесены к другим символам, так как по кодовой таблице видно, что они не лежат между «Аа» и «Яя».