Эффективность инноваций- результативная величина, которая определяется способностью инноваций сохранять определенное количество трудовых, материальных и финансовых ресурсов из расчета на единицу создаваемых продуктов, технических систем, структур.
Эффективность инновационной деятельности оказывается на микроэкономическом уровне - отдельных субъектов хозяйствования, которые стараются улучшить результаты своего хозяйствования и получить высшую прибыль в долгосрочной перспективе), и на макроэкономическом уровне - государство, целью которой являются обеспечение динамического развития всего общества.
Результаты инноваций оценивают по таким критериям: актуальность, значимость, многоаспектность.
Актуальность. Она предусматривает соответствие инновационного проекта целям научно-технического, социально-экономического развития страны, региона, предприятия. Цели определяются, учитывая установленные субъектом управления научно-технические, экономические, социальные и экологические приоритеты, которые могут отображать общемировые тенденции развития и определять стратегию развития страны, региона, отдельного предприятия.
Значимость. Определяют из позиций государственного, регионального, отраслевого уровней управления, а также из позиций субъекта предпринимательства.
Многоаспектность. Этот критерий учитывает влияние инновации на разные стороны деятельности субъекта хозяйствования и его окружения.
Разнообразие проявлений инновационной деятельности предопределяет и многообразие ее эффектов, которые нужно оценивать и учитывать при обосновании инновационных проектов, а также при выборе оптимальных из ряда альтернативных вариантов. В общем случае выделяют такие основные виды эффектов инновационной деятельности:
1. Экономический эффект. Проявляется в виде прямой экономической выгоды от внедрения результатов инновационной деятельности: экономии времени, получение (рост) прибыли, уменьшение расходов и т.п. Он подлежит количественной оценке.
Экономический эффект инновационной деятельности может наблюдаться у одного или у нескольких субъектов инновационного процесса:
- разработчика, который реализует свои разработки (патенты, товарные марки, полезные модели, промышленные образцы и т.п.);
- производителя (внедрение инноваций в производство или реализация инновационной продукции);
- посредника (реализация инновационной продукции, применение новых методов продвижения продукции и т.п.);
- потребителя (например, уменьшение эксплуатационных расходов при использовании инновационной продукции) и т.д.;
- общества в целом (рост ВВП, наполнение бюджета, повышения уровня качества жизни и т.п.).
При этом может наблюдаться мультипликативный эффект, который заключается в накоплении дополнительной прибыли от использования инноваций (например, от инновационной продукции промышленного назначения, которое обеспечивает экономический эффект ее производителю, дистрибьютору, потребителю, товаропроизводителю, который ее использует для изготовления другой продукции, конечному потребителю, общественным и государственным учреждениям и т.п.).
2. Научно-технический эффект. Заключается в приросте практически-ориентированных (прикладных) научно-технических знаний и умений. Количественная оценка данного вида эффекта достаточно осложнена, хотя формализованные и защищенные практически-ориентированные знания подлежат стоимостной оценке (патенты, ноу-хау и т.п.), в основном же его можно оценить лишь опосредованно. Научно-технический эффект оценивается показателями:
- повышение научно-технического уровня производства;
- повышение организационного уровня производства;
- возможным масштабом использования (применение);
- количеством зарегистрированных охранительных документов;
- увеличением доли новых технологий, в т.ч. информационных;
- увеличением доли новых технологических процессов;
- повышением уровня автоматизации, механизации и роботизации производства;
- ростом количества и статуса научно-технических публикаций;
- повышением конкурентоспособности предприятия и его продукции;
- ростом имиджа товаропроизводителя и т.п.
В большинстве случаев научно-технический эффект проявляется вместе с экономическим, социальным и пр. эффектами инновационной деятельности и его трудно выделить
3. Научный (познавательный) эффект. Проявляется в виде приращения научных, научно-технических и других знаний относительно закономерностей развития природы и общества. Количественно оценить данный эффект довольно тяжело, в основном о нем можно судить по темпам развития определенных областей науки, возникновению новых областей или новых направлений в традиционных областях. Его также можно оценить по показателям роста количества научных публикаций и ссылок на публикации в научных работах отечественных или иностранных научных работников, использование новых знаний в практической деятельности предприятий и учреждений и т.п. (для прикладных областей науки).
4. Социальный эффект. Состоит в создании более благоприятных условий для жизнедеятельности лица, группы людей, общества в целом. Его можно оценить количественно (хотя и не всегда стоимостно), например, через показатели качества жизни населения (в масштабах страны или региона).
На уровне инновационного предприятия или учреждения его оценивают такими показателями:
- улучшение условий работы работников;
- прирост доходов персонала;
- изменения в структуре персонала с точки зрения уровня квалификации, соотношение мужчин и женщин и т.п.;
- улучшение состояния здоровья персонала;
- увеличение продолжительности свободного времени при уменьшении продолжительности рабочего времени без уменьшения или с увеличением уровня оплаты труда и т.п.
5. Экологический эффект. Заключается в уменьшении экодеструктивного влияния на окружающую среду и улучшении качества окружающей среды. Подлежит стоимостной оценке, методы оценки достаточно известны и проверены практикой.
В частности, стоимостное выражение экологического эффекта от использования товарной инновации (инновационного товара) потребителями можно рассчитывать за формулой:
Есп.=∑ (Езбр.і+ Ев.зб.і+ Езбр.сп.і+ Езбр.в.р.і+ Езб.к.н.і+ Іі)*(1+ p)
где, соответственно, для і-го периода эксплуатации товара:
Езбр.і- экономия на сборе за загрязнение окружающей природной среды;
Ев.зб.і - экономия на возмещении убытков, причиненных окружающей природной среде;
Езбр.сп.і - экономия на сборе за специальное использование природных ресурсов;
Езбр.в.р.і - экономия на сборе за специальное использование водных ресурсов;
Езб.к.н.і - экономия на сборе за пользование недрами и за добычу полезных ископаемых;
Іі - дополнительные достояния за счет повышения имиджа потребителя;
p- норма дисконта.
Аналогичным образом можно рассчитывать общественно значащие экологические эффекты нового товара (Есусп.) в стоимостном выражении (с некоторыми поправками на содержание составляющих).
Выделяют и другие виды эффектов инновационной деятельности (ресурсный, правовой, рыночный или маркетинговый, налоговый и т.п.), тем не менее они являются отдельными случаями рассмотренных выше или же их разновидностями. Оценка разных видов эффекта не является самоцелью, она представляет основу для принятия эффективных управленческих решений по управлению инновационной деятельностью.
При этом нужно принимать во внимание, что инновационная деятельность связана как с положительными, так и отрицательными эффектами. В частности, положительный эффект вследствие использования ядерных энергетических реакторов может быть сведен на нет ущербом, который вызван как постоянным отрицательным влиянием на окружающую среду ядерных реакторов, так возможными их авариями (для примера, нужно вспомнить Чернобыльскую катастрофу). Кроме того, принятие решений о целесообразности разработки и использования конкретных инноваций предусматривает комплексный анализ и оценку всего множества возможных эффектов (положительных и отрицательных), которые рассчитаны с учетом фактора времени и риска.
Вариант возможных проявлений эффектов инновационной деятельности на разных уровнях обобщения (предприятия, региона, государства и т.п.) представлено в табл. 8.1. Целесообразным является и оценивание синергичных эффектов как результата проявления (взаимно усиливающего или взаимно ослабляющего) освещенных выше видов эффектов инновационной деятельности.
Его оценка для охарактеризованных выше пяти видов эффектов может быть выполнена по формуле
Ес = ((((Е1+Е2)* k2+ Е3)* k3+ Е4)* k4+ Е5)* k5
где Еі – эффект і -го вида (в стоимостном выражении);
kim – коэффициент, который характеризует синергизм вследствие добавления і-го эффекта к і–1 предыдущих;
m – показатель, который характеризует характер синергизму вследствие добавления і-го эффекта, в случае усиливающего характера он принимает значение +1, понижающего – –1.
Значение коэффициентов ki и показателей m определяют на основе прошлого опыта деятельности или экспертным методом (при отсутствии ретроспективных данных).
Таблица 8.1.
Виды эффектов, получаемых на разных уровнях как следствие внедрения маркетинговых инноваций
Виды эффектов
| Уровни
|
национальный
| региональный
| муниципальный
| предприятия
|
Коммерческие
| прирост национального дохода
|
увеличение объемов реализации продукции
|
развитие инфраструктуры
| увеличение дохода
|
увеличение поступлений в бюджет
| увеличение прибыли
|
увеличение привлекательности для инвесторов
|
развитие городов, регионов
| создание бренда
|
формирование, усиление лояльности потребителей
|
увеличение осведомленности инвесторов
| увеличение осведомленности потребителей
|
развитие и активизация разных видов бизнеса
|
создание/усиление/улучшение положительного имиджа
|
Некоммерческие
| экономия определенных видов ресурсов (например, невоспроизводимых)
|
улучшение экологической ситуации
|
|
формирование красивого психологического климата для населения
|
улучшение качества жизни населения
|
повышение культурного уровня населения
|
улучшение демографических показателей
|
сохранение исторических объектов
|
Показатели коммерческой эффективности можно рассчитывать не только на весь цикл проекта, а и на месяц, квартал, год.