Права на объекты интеллектуальной собственности как товар
Литература
Контрольные вопросы.
1. Какое значение имеет система защиты прав интеллектуальной собственности?
2. Какие существуют категории споров относительно нарушения прав интеллектуальной собственности, их характеристика.
3. В чем состоит административный порядок защиты прав интеллектуальной собственности?
4. В чем состоят гражданско-правовые средства защиты прав интеллектуальной собственности?
5. В каких случаях предусмотрена уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности?
6. Какая предусмотрена ответственность за нарушение прав на объекты права интеллектуальной собственности?
7. Защита прав интеллектуальной собственности в рамках соглашения TRIPS.
1. Цибульов П.М. Основи інтелектуальної власності/Навчальний посібник. - К.:"Інст.інтел.власн.і права", 2005. - 112с.
2. Інтелектуальна власність в Україні: правові засади та практика. - Наук.-практ.вид.:у 4-х томах/ За заг.ред.О.Д.Святоцкого. - Т.1. Право інтелектуальної власності. - К.: Видавничій дім "ІнЮре", 1999. - 500с.
3. Жаров В.О. Захист права інтелектуальної власності. - К.:Інст.інтел.власн.і права, 2004. - 64с.
Тема 5. Экономика интеллектуальной собственности
План.
5.1. Права на объекты интеллектуальной собственности как товар.
5.1.1. Интеллектуальная собственность как товар.
5.1.2. Интеллектуальная собственность как нематериальный актив.
5.2. Коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности.
5.2.1. Суть торговли лицензиями. Виды лицензий.
5.2.2. Лицензионные договоры.
5.2.3. Лицензионные платежи.
5.2.4. Передача прав по авторским договорам.
5.3. Оценка стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.
5.3.1. Подходы к определению стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.
5.3.2. Расчет стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.
5.4. Управление правами интеллектуальной собственности.
К основным свойствам любого рыночного товара относятся:
А) полезность, которая понимается как способность удовлетворять некоторую потребность;
Б) редкость - свойство, противоположное общедоступности;
В) универсальность - пригодность к обмену на любые другие рыночные товары.
Важнейшим является свойство редкости, которое превращает полезность продукта в коммерческую ценность, а сам продукт - в товар. Наличие первых двух свойств, конечно, почти автоматически обеспечивает третье.
Право на использование ОИС становится товаром, если ему искусственно добавить свойство редкости, то есть закрепить это право за определенным лицом (владельцем права) и запретить его использование кем-либо другим без санкции владельца права. То есть нужно обеспечить правовую охрану объекта интеллектуальной собственности путем патентования или каким-либо другим способом.
С третьим свойством товара - универсальностью - тесно связана его оборотоспособность, что предполагает отчуждение прав интеллектуальной собственности как от индивидуума, так и от предприятия. В этом случае права на ОИС могут оборачиваться как товар.
По принципу "обособленности" права интеллектуальной собственности можно поделить на три группы:
1. Права, которые отделяются от предприятия или от индивидуума;
2. Права, которые не отделяются от предприятия;
3. Права, которые не отделяются от индивидуума.
К первой группе относятся права на:
· знаки для товаров и услуг;
· фирменные наименования;
· секретные рецепты и технологии;
· имущественные права авторов;
· изобретения;
· права на фильмы, видеопродукцию и т.п..
К группе неотделяемых от предприятия относятся права на:
· объединение разрозненных компонентов (средств производства, оборудования, объектов недвижимости) в производственную единицу или сложное взаимозависимое образование (действующее предприятие);
· наличие подготовленного персонала;
· системы и методы функционирования, разработанные как составные части действующего предприятия;
· наличие заказчиков продукции, которая выпускается, и постоянной клиентуры обслуживания;
· дальнейшие стартовые несогласованности и трудности;
· достижения в области маркетинга и рекламы собственной продукции;
· преимущества территориального расположения, близость развитой промышленной инфраструктуры, транспортных путей;
· репутация предприятия.
Неотделяемыми от индивидуума являются права на:
· личную репутацию работников или собственников предприятия среди общественности, клиентов, других работников, собственников, банкиров;
· личные профессиональные качества работников (включая ноу-хау), коммерческие способности, талант в сфере рекламы, менеджмента или в финансовой сфере;
· общую квалификацию, эрудицию, интеллект и лабильные качества работников или руководителей в таких областях, как организация работ с кадрами, взаимодействие с клиентами, умение устранять конфликты в коллективе и т.п..
Свойство обособленности или необособленности имеет важное значение, так как только в случае обособленности от предприятия или индивидуума (автора) ОИС, права могут быть оборотоспособными, то есть выступать как товар. Если же права таковы, что не могут быть отделены от предприятия или индивидуума, то они могут продаваться (передаваться) только вместе с предприятием или индивидуумом. Например, нельзя передать выдающиеся организаторские способности директора одного предприятия директору другого предприятия. Можно только пригласить талантливого директора на другое предприятие, предложив ему более выгодные условия работы, то есть "купить" его вместе с его качествами.
По сроку службы ОИС делятся на ОИС с установленным сроком службы и ОИС с неустановленным сроком службы.
Различают юридический и экономический срок службы. Некоторые ОИС могут не иметь установленного срока службы. Например, в соответствии с Законом Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" юридический срок действия (службы) патента равняется 20 годам. Однако, вполне возможно, что за это время патент может морально устареть, так как не исключена вероятность, что появятся новые, аналогичные, более эффективные изобретения. Поэтому при экономических расчетах для патентов устанавливается более короткий срок, так называемый экономический, который принимается равным 10-12 годам, а в частных случаях и меньше.
Установленный срок службы характерен для большинства прав на ОИС, отделяемых от индивидуума и предприятия, но не для всех. Так, знаки для товаров и услуг не имеют установленного срока службы, поскольку определенный законом срок действия после его окончания может каждый раз продлеваться еще на 10 лет. Не имеют установленного срока большинство прав на ОИС, неотделимых от предприятия или индивидуума. Кроме того, права на одни и тот же ОИС могут иметь как определенный, так и неопределенный срок действия. Например, лицензия на право использования изобретения или товарного знака может быть предоставлена как на определенный, так и на неопределенный срок.